Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия не может и дальше продолжать действовать за спиной Соединенных Штатов

Если Россия ожидает полной политической и экономической интеграции с Западом, тогда всякого рода закулисные операции должны быть прекращены

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Продолжающие появляться на основании материалов из иракских архивов разоблачения относительно размаха и объема российской помощи Саддаму Хусейну, в том числе уже после того, как стало ясно, что Соединенные Штаты желают "смены режима" в Багдаде, могут серьезно помешать усилиям по укреплению российско-американского партнерства. Эти факты, безусловно, ставят под вопрос, действительно ли в отношениях между Москвой и Западом наступил рассвет новой эры.

Автор является старшим научным сотрудником Никсоновского центра в Вашингтоне и редактором издания "In the National Interest"

18 апреля 2003 года. Продолжающие появляться на основании материалов из иракских архивов разоблачения относительно размаха и объема российской помощи Саддаму Хусейну (Saddam Hussein), в том числе уже после того, как стало ясно, что Соединенные Штаты желают "смены режима" в Багдаде, могут серьезно помешать усилиям по укреплению российско-американского партнерства. Эти факты, безусловно, ставят под вопрос, действительно ли в отношениях между Москвой и Западом наступил рассвет новой эры.

В числе наиболее вопиющих примеров помощи Москвы г-ну Хусейну называют предоставление Ираку списка операторов, которые могут быть наняты для осуществления убийств на Западе; передачу иракской разведке перехвата разговоров британского премьер-министра Тони Блэра (Tony Blair); и подготовку агентов иракской тайной полиции в Москве - причем вплоть до сентября прошлого года.

Каждый в отдельности, любой из описанных в английской газете "The Daily Telegraph" и в американской газете "The San Francisco Chronicle" эпизодов может иметь рациональное оправдательное объяснение. Но именно совокупность этих эпизодов является такой тревожной.

Россию вот уже много лет преследуют проблемы с частными компаниями, созданными бывшими сотрудниками российских спецслужб, которые предоставляют специальное оборудование и свой личный опыт в распоряжение всевозможных нечестных клиентов, нередко основываясь на знакомствах, завязавшихся во времена "холодной войны". Безусловно, Россия была заинтересована в добывании информации о ячейках "Аль-Каиды" в Северном Ираке, которые имели связи с чеченскими повстанцами. И едва ли Россия, несмотря на настойчивые увещевания Соединенных Штатов, в ближайшем будущем резко свернет свои прибыльные связи с другими членами "оси зла".

Оставим в стороне декларативные заявления о дружбе с Соединенными Штатами. Россия была заинтересована в длительной войне в Ираке. Во-первых, в таком случае цены на нефть оставались бы высокими. (Россия является экспортером нефти и нефтепродуктов, и аналитики оценивают, что на каждый доллар увеличения цены барреля нефти на мировом рынке валовой внутренний продукт России отвечает ростом на 0,35%.) Ожидавшееся падение цены на золото после завершения военных операций отрицательно сказалось бы на российской экономике. А длительные боевые действия также дали бы России (наряду с Францией и Германией) возможность стать посредником при достижении урегулирования и тем самым повысили бы ее влияние в регионе.

Вопрос сейчас в том, имели ли эти иракско-российские связи (и аналогичные отношения с Северной Кореей и Ираном) благословение высшего российского руководства. Многие годы Кремль предпочитал не замечать "свободные" операции и посредников из числа третьих стран (например, Белоруссию или Йемен). Эти сделки приносили инъекции столь нужной для голодной российской экономики твердой валюты, в то же время сохраняя для правительства возможность "отрицать или не признавать".

Средний россиянин не видит ничего плохого в том, чтобы продавать товары и услуги любому клиенту, особенно если Запад не готов дать какую-либо компенсацию за отказ от подобных сделок. Российский министр иностранных дел Игорь Иванов жалуется, что "государство с которым Москве в какой-то день было 'рекомендовано' не поддерживать взаимовыгодных отношений по причине его якобы 'плохого поведения', на следующий день┘ оказывается наводненным американскими компаниями". Иначе говоря, все так поступают.

Пока что Вашингтон и Лондон не особенно возмущаются такими действиями России, очевидно, подтверждая широко распространенное в Москве мнение, что России можно и дальше проворачивать подобные закулисные сделки, пока Москва готова соглашаться на более серьезные инициативы Запада вроде расширения Организации Североатлантического договора (НАТО) или войны с террором.

Безусловно, российская помощь Саддаму Хусейну - неважно, будь это аппаратура радиоэлектронного подавления или подготовка агентов тайной полиции - не оказала заметного влияния на исход войны. Но дело тут совсем не в этом. Если Россия ожидает полной политической и экономической интеграции с Западом - а такой исход поддерживают как Джордж Буш-младший (George W. Bush), так и Тони Блэр - тогда всякого рода закулисные операции должны быть прекращены.

Вашингтону нужно сделать это послание абсолютно понятным. Ему следует продемонстрировать, что любые краткосрочные выгоды от сотрудничества с государствами-изгоями идут во вред долговременным выгодам от более тесных отношений с Соединенными Штатами.

Соединенным Штатам нужно привлечь внимание Кремля - что, если Москва по-настоящему хочет иметь конструктивные отношения с Вашингтоном, российским официальным лицам необходимо принимать соответствующие меры. Всепроникающая коррупция в России не может служить оправданием неспособности прекратить то, что даже по российским законам признается как нелегальные сделки.

Соединенным Штатам следует быть готовыми к тому, чтобы простить России ее прежние прегрешения в Ираке - пока у нас имеются несомненные доказательства, что Москва не планирует "снова грешить" в Иране или в Северной Корее. Теперь дело за Кремлем.