Приводимые ниже фрагменты из книги «Цели и средства» Олдоса Хаксли (Alduos Huxley) - автора «Прекрасного нового мира» - были опубликованы еще в 1939 году. В своей книге Хаксли рассуждает о войне и различных причинах, побуждающих людей начинать ее.
Говоря о природе войны, Хаксли пишет: «Война не является естественным состоянием, она неестественна даже для природы человеческой. Войны существует лишь потому, что этого хотят люди; и из истории человечества нам известно, что сила этого желания колебалась от абсолютного нуля до максимального исступления. В современном мире стремление к войне стало широко распространенным и достигло большой интенсивности. Однако наша воля до определенной степени свободна, и наши желания могут стать иными нежели сегодня. Нам будет крайне тяжело изменить их, однако, это еще не означает, что их изменить невозможно».
Особый интерес вызывает отношение к войне у народностей и культур, лежащих за гранью христианско-иудейской цивилизации: «Отношения различных мировых цивилизаций к войне по сути своей отличны друг от друга. Для сравнения можно привести позицию, занимаемую китайцами или индусами, столь отличную от позиции европейцев. Европейцы во все времена высоко ценили своих военных героев, а с момента зарождения христианства - и мучеников. Совсем иначе к ним относились китайцы. Идеальный человек, соответствующий описанию Конфуция (Confucio), «предпочитает, - по словам Макса Вебера (Max Weber), - мудрость и благоразумие одной лишь физической силе, а принесение своей жизни в жертву раньше положенного срока считает недостойным благородного мужа». Наше же европейское почитание героизма и самопожертвование на поле брани привело к тому, что мы стали ценить достойную смерть выше достойной жизни. И оказывается, что целая череда преступлений и проступков может быть искуплена одним единственным мужественным поступком. Мистицизм Лао-Цзы (Lao Tse) дополняет и подтверждает рационализм Конфуция. Дао - всеобъемлющее космическое понятие, которое одновременно включает в себя саму суть существования отдельного индивидуума. Тот, кто желает жить в гармонии с Дао, должен отказаться от самоуверенности, воспитывать в себе скромность и на зло отвечать добром».
После этого Хаксли добавляет: «Самое полное объяснение пацифизма индусов можно найти в учениях Будды. И буддизм и индуизм проповедуют ахимсу - непричинение вреда всему живому┘. Из всех мировых религий буддизм - единственная религия, сумевшая распространиться на Земле без помощи преследований, запретов, инквизиции┘. Ярость для буддистов - всегда и при любых условия - это позорное проявление своих чувств. Для христиан же, воспитанных на представлении о Боге как о Иегове, существует такое понятие как «праведный гнев». И благодаря праведному оправданию своего недовольства, христиане всегда могли оправдать начало военных кампаний и совершать самые страшные злодейства».
Хаксли предлагает поражающий своей актуальностью список причин начала войны:
1. Многим людям война нравится из-за того, что в мирное время им кажется, что все их переживания и заботы ничтожны, не оправдывают связанных с ними ожиданий, либо просто оказываются утомительными и неприятными. В своих работах, посвященных проблеме самоубийства, Дюркгейм (Durkheim) и Хальбвакс (Halbwaks) показали, что в военное время число самоубийств составляет лишь треть от аналогичного показателя для мирного времени┘.
2. Одной их главных причин начала войны является национализм. Само это явление получило огромную популярность, потому как приносит психическое удовлетворение отдельным индивидуумам-националистам. Любой национализм - религия идолопоклонников, в которой божество представляет собой персонифицированное состояние, отождествляемое, в свою очередь, с царем или диктатором, в той или иной степени приравненным к Богу┘. Любой человек, исповедующий идолопоклонническую религию национализма, может найти в ней противоядие для избавления от комплекса неполноценности. Диктаторы разжигают национальное тщеславие, а в качестве награды пожинают благодарность миллионов человек, которых осознание себя частью великой нации избавляет от чувства угнетенности, собственной нищеты, незначительности и ничтожности.
3. Самой главной из политических причин войн является сама война как таковая. Многие войны - среди прочих мотивов - начинались ради захвата территорий, представляющих собой ценность со стратегической точки зрения. Либо ради завоевания «естественной» границы, что равнозначно границе, которую легко защищать и с которой легче и удобнее начинать нападение на своих соседей┘.
4. Некоторые из войн начинались ради экспорта определенной религии или определенных политических убеждений. Захватнические войны мусульман, крестовые походы, религиозные войны XVI-го и XVII-го столетий, войны, сопутствовавшие Великой Французской революции, Война за Независимость США, последняя гражданская война в Испании - каждую из этих войн можно было бы назвать идеологической. Правда, что все участвовавшие в этих идеологических войнах руководствовались иными мотивами: жаждали богатства, власти, славы и тому подобных завоеваний (┘), однако, в любом случае основными причинами этих войн были причины идеологического порядка┘.
5. Многие войны прошлого были начаты лишь ради славы, которую давала победа в такой войне.
6. Среди экономических причин войны, самой важной, с исторической точки зрения, является стремление завоевать плодородные территории, принадлежащие другому государству. В современном мире войны ведутся не столько за плодородные земли, сколько за содержащиеся в них природные богатства, необходимые для промышленного развития┘.
7. При капиталистической системе любой высокоразвитой стране необходим внешний рынок. Это объясняется тем, что в том месте, где товар производится с целью получения материальной выгоды, крайне сложно - если вообще практически возможно - добиться у населения такой покупательной способности, чтобы оно приобретало им самим же произведенное. Недостаточная покупательная способность внутри страны может быть компенсирована путем завоевания внешнего рынка.
8. Одна из самых главных причин войны: стремление влиятельного меньшинства, существующего внутри каждой нации, удовлетворить свои собственные интересы. С этой точки зрения самыми худшими - или можно сказать, что самыми очевидными - преступниками являются производители оружия┘. Незначительная, но при этом обладающая большой политической властью, часть каждой нации (финансисты и промышленники) также крайне заинтересована в существовании различных форм экономического империализма. Используя имеющиеся у них средства, влиятельные промышленники высокоразвитых наций начинают предъявлять требования к другим, считающимся независимыми, государствам. Впоследствии эти требования представляются как требования не отдельных лиц, а всей нации в целом. И в результате столкновение финансовых интересов заинтересованных лиц приводит к столкновению между отдельными государствами. Мирное существование людей на Земле нередко находилось под угрозой лишь из-за того, что некие нефтяные магнаты стремились к еще большему обогащению».
Хаксли написал все это более 60 лет назад. Похоже, что все войны Запада всегда будут начинаться по одним и тем же причинам и в них всегда будут участвовать одни и те же действующие лица. Хаксли не знал ни Джорджа Буша (George Bush), ни торговцев оружием Чейни (Cheney) и Райс (Rice)┘ или все же знал?