Спустя шесть недель после вторжения американских войск в Ирак, стране грозит хаос. Оккупационные власти робко и не в должной мере противодействуют растущему беззаконию и анархии.
У американской администрации в Ираке был плохой старт. Иракские оппозиционные силы беспомощны, у них нет концепции. Если этот вакуум власти не будет в ближайшее время заполнен, то США и Великобритании грозит возможность упустить плоды своей военной победы над Саддамом Хусейном (Saddam Hussein).
Поэтому быстрые и зримые шаги по формированию переходного правительства, чтобы и дальше не подрывать веру иракского народа в оккупационные власти, можно считать запоздавшими. Чем быстрее будет принята резолюция ООН, которая отменила бы международные санкции и определила полномочия всех, включая ООН, тем лучше. Тогда можно было бы продлить на очередные шесть месяцев нынешнюю программу «Нефть в обмен на продовольствие», срок которой истекает 3-го июня. От ее реализации зависит все-таки существование двух третей иракского населения, и она может быть серьезным фундаментом для начала восстановительных работ в стране.
США надеются, что противники войны, Германия, Франция и Россия, одобрят новую резолюцию по Ираку еще на этой неделе. Москва уже взяла примирительный тон. Во Францию завтра отправляется государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell). Правительство ФРГ, как заявил вчера в Брюсселе министр иностранных дел Йошка Фишер (Joschka Fischer), подает сигнал готовности к компромиссу. Впрочем, центральная роль Организации Объединенных наций в Ираке в ходе восстановительных работ, как того требует Берлин, и на что президент США Джордж Буш (George Bush) дал, наконец, свое согласие, не является очевидной. В частности, в последнем проекте резолюции представителю ООН в Багдаде отводится более значимая роль: из координатора он превращается в специального уполномоченного, который вместе со странами-победительницами принимает участие в формировании переходного иракского правительства. Но речь о возвращении инспекторов по вооружениям не идет.