Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Настроения в Москве

Впервые российские политики и комментаторы публично признают, что, нравится им это или нет, Соединенные Штаты - единственная на сегодня остающаяся в мире сверхдержава

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Накануне встреч на высшем уровне в Санкт-Петербурге - включая и первую после победы возглавляемых Америкой коалиционных сил в Ираке встречу между президентами Джорджем Бушем-младшим и Владимиром Путиным, от которой ждут очень многого - отношение в Москве к Соединенным Штатам можно наилучшим образом охарактеризовать как "оптимистически тревожное".

Дмитрий Саймс является президентом Никсоновского центра. Николай Гвоздев является редактором "In the National Interest"

29 мая 2003 года. Накануне встреч на высшем уровне в Санкт-Петербурге - включая и первую после победы возглавляемых Америкой коалиционных сил в Ираке встречу между президентами Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) и Владимиром Путиным, от которой ждут очень многого - отношение в Москве к Соединенным Штатам можно наилучшим образом охарактеризовать как "оптимистически тревожное".

Безусловно, имеются настроения тревожного ожидания, граничащего почти что со смущением. Ведь, в конце концов, Россия в очередной раз оказалась в числе проигравших, поддержав отвратительного диктатора против Соединенных Штатов. Однако тот факт, что Москва затесалась в компанию двух ведущих демократических стран Запада, Франции и Германии - и что большинство стран выражали симпатию позиции России - помог смягчить удар.

Тем не менее в своем нынешнем прагматическом настроении большинство российских официальных лиц и центристских политиков признают, что они неправильно истолковали твердую решимость президента Буша-младшего устранить от власти Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Они недооценили военные возможности Соединенных Штатов и сильно завысили способность Ирака оказать действенное сопротивление коалиционным силам. Соединенные Штаты не увязли в военном болоте; не возникло необходимости в том, чтобы Россия предложила свои услуги "заинтересованного посредника" в деле заключения мирного соглашения между Вашингтоном и Багдадом.

Впервые российские политики и комментаторы публично признают, что, нравится им это или нет, Соединенные Штаты - единственная на сегодня остающаяся в мире сверхдержава. Они спрашивают себя, имеет ли смысл России выступать не на той стороне в каком-то периферийном вопросе вроде Ирака.

В то же время, однако, существует ощущение легкой удовлетворенности в связи с тем, что оппозиция России этой войне не обошлась ей в слишком дорогую цену. В конце концов, президент Буш-младший все-таки едет в Санкт-Петербург. В последние недели советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) и государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) оба побывали с визитами в Москве, чтобы провести то, что Россия рассматривает как достаточно успешные переговоры. (Одним из результатов явилось установление - по предложению Соединенных Штатов - нового канала "прямой связи" между Белым домом и личным аппаратом г-на Путина, чтобы избежать любых неверных толкований в будущем.)

Россияне считают, что главный гнев Соединенных Штатов в связи с иракской войной обращен на Францию и в меньшей степени на Германию. Им представляется, что Россия сумела выйти сухой из воды - и сейчас может вернуться к строительству новых и более глубоких отношений партнерства между Москвой и Вашингтоном. Однако остаются сильные опасения, что впереди их поджидают серьезные трудности.

Российская политическая элита извлекла для себя важный урок из недавнего затруднительного положения, в котором оказалась Россия в связи с войной против Ирака. РОссияне не сумели правильно сформулировать свои коренные национальные интересы и рассчитать, как лучше всего их отстаивать во время кризиса, в котором их взгляды разошлись с взглядами американского гегемона. (С чем они не примирились до сих пор, так это, что гегемон был прав.)

Однако сейчас они склоняются к тому, чтобы соглашаться на лидирующую роль Америки в будущем, в особенности в случаях, когда на кону стоят их собственные национальные интересы. Соответственно, администрация Путина будет стремиться к тому, чтобы, где возможно, избегать конфронтации с Соединенными Штатами.

Россия сегодня пересматривает свои отношения с Ираном в ядерной области в свете поступающих сообщений, что Иран построил секретные предприятия по обогащению урана. Вчера заместитель министра иностранных дел России Георгий Мамедов встретился с послом Ирана в Москве, чтобы потребовать от Тегерана дать существенные гарантии, что российская помощь в строительстве атомного реактора "Бушер" (Bushehr) не будет использована для ускорения иранской программы разработки ядерного оружия.

Что касается Северной Кореи, Москва как публично, так и в частном порядке заявляет, что ядерная Северная Корея для нее неприемлема. Вчерашняя беспрецедентная китайско-российская декларация, подтверждающая безъядерный статус Корейского полуострова и призывающая Пхеньян соблюдать свои обязательства по нераспространению ядерного оружия, рассматривается как ободряющий шаг.

В то же время, однако, Москва предпочитает урегулировать потенциально кризисные ситуации, подобные Северной Корее и Ирану, не на американских условиях. Она активно противится любым попыткам дестабилизировать иранский режим. Москва готова оказывать давление на Северную Корею, но она против введения санкций, не говоря уже о прямом использовании силы, для принуждения к повиновению.

Правительство Путина не уверено, в каком направлении будет развиваться американская внешняя политика, поскольку, по его мнению, исходящие от администрации Буша-младшего сообщения являются неоднозначными. Как официальные лица, так и политики заявляют, что, если Соединенные Штаты хотят возглавить широкую борьбу против международного терроризма и распространения в мире оружия массового поражения (ОМП) (в сочетании с поддержкой распространения на земном шаре демократических принципов), тогда России следует быть готовой оказывать необходимое содействие и функционировать как младший партнер Америки.

Однако в коридорах Кремля ощущается подозрение, что американские амбиции идут гораздо дальше этой программы: там полагают, что неоконсервативная фракция в администрации Буша-младшего хочет установить глобальное господство Америки, а это фактически позволило бы Соединенным Штатам под предлогом укрепления безопасности и укрепления демократии действовать в одностороннем порядке в качестве арбитра международной политики.

Существует реальная озабоченность, что администрации США нужны не союзники и партнеры, но сторонники, готовые слепо выполнять указания Вашингтона (которые, в свою очередь, рассматриваются как нередко выражающие предпочтения нынешнего правительства партии "Ликуд" в Израиле). Один российский комментатор сказал, что сегодня России предлагается стать шакалом Америки. Действительно ли Соединенные Штаты предлагают России настоящие партнерские отношения, такие, где интересы России будет серьезно приниматься во внимание? Дебаты по этому вопросу продолжаются.

А пока дебаты идут, Россия - продолжая проявлять интерес к более тесному сотрудничеству с Соединенными Штатами - сохраняет открытыми все свои опции. Одним из признаков этого стало заигрывание с Парижем и Берлином ранее в этом году. Путин продолжает потихоньку наращивать российские ядерные силы устрашения. Продолжаются работы над ядерными системами оружия нового поколения - все это в полном соответствии с принятой 2 года назад Советом Безопасности России концепцией своевременной и эффективной "технической и технологической модернизации" ее вооруженных сил.

Президент Китая Ху Цзиньтао (Hu Jintao) поддержал г-на Путина в публичном осуждении Северной Кореи, однако они с г-ном Путиным также сумели подписать далеко идущее соглашение по военному сотрудничеству между двумя странами. [Ведь, в конце концов, китайцы, как сообщается, заинтересованы в российских усилиях по созданию планирующих и маневрирующих боеголовок межконтинентальных баллистических ракет (МБР), которые способны уклоняться от перехвата с использованием любых планируемых Соединенными Штатами к производству и развертыванию систем противоракетной обороны (ПРО).]

То, что станет делать Вашингтон в первые дни и месяцы после саммита в Санкт-Петербурге, окажет значительное воздействие на решение по вопросу о том, в какой мере Россия станет использовать другие свои опции. Пришла пора Вашингтону не только показать россиянам, какова будет цена их дальнейшего вызывающего поведения, но также и разъяснить преимущества и выигрыши от своей роли партнера Соединенных Штатов.