Путин собирается продемонстрировать мощь: и экономическую, и военную. То, что ядерное оружие представляет собой громадную опасность, для него дело второстепенное.
Владимир Путин берет перед встречей с президентом США Джорджем Бушем (George Bush), которая состоится 1-го июня, примирительный тон. Российский президент поручил своему министру обороны Сергею Иванову передать Вашингтону, что между двумя государствами существует больше вещей, которые их связывают, чем разъединяют. В действительности же амбициозный Путин глубоко уязвлен.
В своем Послании Путин сформулировал честолюбивый план, рассчитанный на период до 2010 года, который предусматривает решение трех основополагающих задач: увеличение в два раза экономической мощи, ликвидацию нищеты и модернизацию вооруженных сил. Президент говорил, прямо не упоминая США, об определенных странах, которые могли бы использовать свои мощные вооруженные силы с целью расширения своих зон влияния.
После распада советской империи поле для маневра у России становилось все уже. Страны Балтии станут в будущем году членами НАТО. Данное обстоятельство является для националистических сил в политике и для военных невыносимым делом. В Средней Азии и на Кавказе, которые всегда рассматривались Кремлем в качестве своего заднего двора, обосновались США. Вашингтон расторг без учета мнения Москвы Договор об ограничении систем противоракетной обороны и добился одновременно подписания соглашения о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений.
В период иракского конфликта Россия образовала вместе с Францией и Германией ось, но не смогла этим помешать США сменить режим в Багдаде. Теперь Москва озабочена тем, чтобы оккупационные власти не аннулировали договоры, заключенные российскими компаниями с режимом Саддама (Saddam), и чтобы не пропали восемь миллиардов долларов США, которые Ирак должен России, кстати, и за поставки вооружений.
Послание Путина было попыткой вновь перейти от обороны к наступлению. Речь президента содержала сигналы, адресованные стране и зарубежью. Бывший офицер КГБ собирается в будущем году переизбираться на пост президента и потому делает все для того, чтобы создавать образ сильной России. Военные снова должны превратить в важное средство внешней политики факт оснащения вооруженных сил новыми образцами стратегических вооружений и реформирования армии, создания мобильных частей постоянной готовности. Борис Ельцин ставил задачу создания профессиональной армии к 2000 году еще в 1996 году. С тех пор сроки постоянно переносились. Теперь говорится, что к 2007 году все 209 боевых частей, насчитывающих 170 000 военнослужащих, должны быть укомплектованы профессиональными военными. Правительство собирается выделить 4,3 миллиарда долларов США для ремонта казарм и увеличения денежного содержания.
Эксперты сомневаются в том, что этот план может быть реализован. Слишком мало квалифицированных кандидатов, недостаточен выбор должностей. Попытка перевести на контрактную основу 76-ю воздушно-десантную дивизию, дислоцированную в Пскове (северо-запад России), закончилась неудачей. Так называемые контрактники отличаются своей недисциплинированностью и склонностью к употреблению спиртных напитков. Оказавшись в тупике, министр обороны Сергей Иванов собрался набирать в войска молодых парней из других стран СНГ, предоставляя им после трех лет службы российское гражданство. Но этого, видимо, было бы недостаточно, чтобы заставить их стать пушечным мясом, например, в Чечне. Речь уже больше не идет о переводе вооруженных сил, насчитывающих 1,1 миллиона человек личного состава, на профессиональную основу.
Руководство Кремля, как и прежде, сосредоточивает свое внимание на ракетных войсках стратегического назначения. Отсюда берут у России корни великодержавных амбиций. Путин, конечно, не сказал, какие образцы стратегических вооружений будут приняты на вооружение. Но известно, что военная промышленность разрабатывает в настоящее время новую баллистическую ракету морского базирования, работает над стратегическим бомбардировщиком, а также над крылатой ракетой дальнего радиуса действия воздушного базирования. Поэтому следует исходить из того, что Россия в ближайшие годы примет на вооружение новое поколение ядерных вооружений.
К тому же проблемы у России возникают в связи с договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов, подписанным в мае прошлого года с США. Договор предусматривает, что каждая из сторон сокращает до 2012 года количество своих ядерных боеголовок стратегического назначения с 6 000 до 1 700 единиц. Однако соглашение не ставит условием обязательное уничтожение боеголовок, а допускает их хранение. И их уничтожение, и хранение ставят перед Москвой неразрешимые финансовые и технические проблемы. Тут возникает громадная проблема безопасности. Появляется риск, что оружие может оказаться в руках преступников и террористов.
Это то обстоятельство, которое заставляет США считать необходимым срочное принятие мер и поддержание режима диалога с Москвой. Во время российско-американской встречи в верхах, как и на предстоящем саммите «восьмерки» в Эвиане, вопрос ядерной безопасности должен находиться в центре внимания. Путину сначала придется объяснить, как Россия выполняет свои обязательства по нераспространению оружия массового уничтожения. Вашингтон давно обвиняет Москву в том, что та помогает Ирану в ядерном вооружении. Со времени решительных действий США в отношении режима Саддама Хусейна (Saddam Hussein) Россия, по крайне мере, понимает, что сверхдержава способна на любой шаг.