С начала 2002 года курс евро вырос по отношению к доллару США на 30 процентов. В этом кроется его последующая очевидная девальвация. Биржевики могут от этого выгадать, например, с помощью долговых расписок.
Желанная слабость
Политики США радуются про себя слабости доллара, так как это идет на пользу экспортерам своей собственной страны и в ущерб - немецким экспортерам. Так, если курс доллара опустится на очередные десять процентов, то прибыль производителя спортивных автомобилей компании "Porsche" уменьшится на треть.
Президент Немецкого института экономических исследований Клаус Циммерман (Klaus Zimmermann) предупреждает: «Продолжение ревальвации евро может смениться спадом производства».
Некоторые экономисты пока еще успокаивают себя состоянием «индекса Big-Mac». Согласно шкале покупательной способности, опубликованной британским экономическим журналом "The Economist", во Франкфурте гамбургер стоит в закусочных «Макдональдс» на десять процентов дороже, чем в Нью-Йорке. Эта разница говорит о недооценке доллара ровно на десять процентов.
Охотники за процентами зарятся на Европу
На обменный курс влияет также разница в процентной ставке: если процентные ставки падают, как это было в последние месяцы, значительно быстрее, чем в странах еврозоны, то охотники за процентами предпочитают для себя курс в направлении Старого света. Как следствие - евро растет. Цель, если говорить о курс и учитывать исторический опыт, касающийся влияния на валюту разницы в процентных ставках, - это 1,25 доллара США за один евро. Это означало бы падение курса доллара на очередные восемь процентов.
Дефицит внешней торговли
Большую роль для объяснения изменений курса на валютном рынке имеет также внешнеторговый баланс, сальдо между экспортом и импортом товаров и услуг. Если в еврозоне он является сбалансированным, то в США дефицит внешнеторгового баланса составляет 500 миллиардов долларов. То есть, американцы потребляют значительно больше, чем производят.
Около двух лет инвесторы из Европы и Азии финансируют этот дефицит с растущим воодушевлением. Вера в экономическое превосходство США привела на финансовых рынках к настоящему ажиотажу в сфере инвестиций в США, а, тем самым, к увеличению денежных потоков, идущих в Америку.
Дополнительная опасность
К этому следует добавить, что важнейшие торговые партнеры США, такие, как Китай, привязали свою валюту к доллару. То, что для Америки отнюдь не является недостатком, очень негативно сказывается на экономике Европы. Так, например, китайский ренминби в связи со слабостью доллара быстро обесценивается по отношению к евро. Это выгодно экспортным отраслям экономики громадной страны. В декабре 2002 года Китай экспортировал в Германию товары на сумму 1,9 миллиарда евро, это на добрых 23 процента больше, чем в аналогичный период предыдущего года.
Просто печатать доллары
Это может быть только началом. Возможный преемник нынешнего главы Эмиссионного банка США Алана Гринспена (Alan Greenspan) Бен Бернанке (Ben Bernanke) к возмущению европейских экономистов заявил: «Правительство владеет высокой технологией, позволяющей печатать столько долларов, сколько пожелаешь: печатным станком». Это заявление делает возможным падение курса доллара почти до любого уровня.
Деньги уже усердно печатают. Как надеется Вашингтон, начнется инфляция, и она позволит обесценить громадную гору долгов в размере 32-х триллионов долларов. Поэтому для специалиста ABN Минака (Minack) целью, что касается курса, является 1,60 доллара США за один евро. Евро в таком случае вырос бы по отношению к зеленому баксу еще на 25 процентов. Это может лишить дара речи даже самых спокойных людей.