Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Соединенные Штаты и Россия после Ирака - II

Отношения с Россией остаются существенными для американских национальных интересов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Установление подлинного сотрудничества с Россией в вопросе контртерроризма может внести важный вклад в продвижение интересов Соединенных Штатов. Формальные обсуждения и только на словах осуществляющийся обмен разведывательной информацией мало что сделают для спасения американских жизней; но установление реальных отношений сотрудничества с российскими спецслужбами может в этом помочь. Кремль был заинтересован в сотрудничестве спецслужб в вопросе контртерроризма, в особенности, что касается исламских экстремистских группировок, задолго до событий 11 сентября, а беспрецедентный уровень сотрудничества американских и российских спецслужб после 11 сентября показал, что такое сотрудничество имеет важное значение для американских операций в Афганистане

часть вторая

Терроризм

Установление подлинного сотрудничества с Россией в вопросе контртерроризма может внести важный вклад в продвижение интересов Соединенных Штатов. Формальные обсуждения и только на словах осуществляющийся обмен разведывательной информацией мало что сделают для спасения американских жизней; но установление реальных отношений сотрудничества с российскими спецслужбами может в этом помочь. Кремль был заинтересован в сотрудничестве спецслужб в вопросе контртерроризма, в особенности, что касается исламских экстремистских группировок, задолго до событий 11 сентября, а беспрецедентный уровень сотрудничества американских и российских спецслужб после 11 сентября показал, что такое сотрудничество имеет важное значение для американских операций в Афганистане. Более того, в отличие от Америки, Россия никогда не сторонилась неприятного дела вербовки агентов, вместо того чтобы полагаться на способы сбора разведывательной информации с помощью высокотехнологичных систем.

Российские разведслужбы имеют значительно больший доступ к информированным источникам в некоторых ключевых регионах и - ввиду этнического разнообразия Российской Федерации - к отдельным людям, способным свободно действовать в ближневосточных или среднеазиатских странах. Эти возможности могли бы существенно дополнить разведывательные ресурсы США. Россия, со своей стороны, хотела бы получить доступ к отдельным данным американской космической видовой и радио- и радиотехнической разведки. Как свидетельствуют некоторые источники, Москва в течение большей части 2002 года полагалась всего на два своих спутника-шпиона, а значительную часть времени, когда шла война в Афганистане, вообще не имела на орбитах своих средств космической разведки.

Вполне допустимо, что Россия станет важным партнером США при осуществлении некоторых конкретных контртеррористических операций. В отличие от некоторых американских союзников в "старой Европе", российские официальные лица не брезгуют военными акциями. Москва, вероятно, во многих случаях будет правильно оценивать усилия Соединенных Штатов по предотвращению операций террористических группировок, выбравших своими мишенями американских граждан, и при определенных обстоятельствах даже может оказывать помощь. Кремль уже в принципе согласился на то, что у Соединенных Штатов имеется необходимость задерживать и допрашивать террористов "Аль-Каиды"; опять-таки, в отличие от некоторых западноевропейских правительств, Москва в основном не поднимает шума из-за Гуантанамо (военной базы США на о. Куба - прим. пер.).

Разумеется, озабоченности США и России в отношении терроризма разительно отличаются между собой. Если американцев беспокоит главным образом угроза отдельных террористических нападений против них у себя дома или за рубежом, то россияне обеспокоены тем, что радикальный ислам может ослабить соседние государства или даже угрожать территориальной целостности их страны, на которую и так уже покушаются исламские террористы в Чечне. Как писал на страницах газеты "Известия" за 17 октября 2001 года Максим Юсин, в Российской Федерации проживают около 12 млн. мусульман; они составляют большинство населения в семи регионах (включая Чечню).

Терроризм, исламский экстремизм и незаконный оборот наркотиков (тоже сильно заботящий Россию) представляют собой особые проблемы для территорий, расположенных на южных границах страны: Средней Азии, Кавказа и Южной и Юго-Восточной Азии. Несмотря на свои расхождения по Ираку, Соединенные Штаты и Россия вполне могут сотрудничать в этом регионе. Разведка, финансовое и прочее сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, который не только финансирует террористическую деятельность, но также способствует формированию преступной среды, где процветают террористические организации, может быть особенно продуктивным.

Две страны могли бы также обеспечивать техническую и экономическую помощь региональным правительствам в целях улучшения пограничного контроля на их границах. Такие совместные проекты прямо способствовали бы американской и российской безопасности в силу того, что они, по меньшей мере, частично, ограничивают передвижения террористов; они также, скорее всего, будут более приемлемыми для некоторых правительств - в особенности в Средней Азии и на Кавказе - чем строго российская помощь. Реальное американо-российское партнерство в регионе могло бы помочь успокоить российские тревоги относительно американских намерений там, а также продемонстрировать, что в регионе учитываются российские интересы.

Распространение в мире оружия массового поражения

Реальное сотрудничество с Россией в борьбе с распространением в мире ОМП могло бы существенно облегчить американцам задачу недопущения попадания ОМП в руки враждебных государств или группировок. Это связано с куда более широкими задачами, чем обеспечение физической охраны и безопасного хранения российских ядерных боеприпасов (а также и недопущения утечки из России "свободных мозгов"); многие так называемые государства-изгои и другие возможные в будущем нарушители режима нераспространения ОМП являются бывшими советскими клиентами, где Россия имеет опыт работы, установившиеся связи, уникальные источники информации и политические рычаги влияния. Эффективное американо-российское сотрудничество в этой области также лишает враждебные правительства возможности сотрудничества или получения защиты от недовольного (Соединенными Штатами - прим. пер.) Кремля.

Совместные усилия по налаживанию учета и обеспечению физической охраны и безопасного хранения российских ядерных материалов должны оставаться в фокусе сотрудничества, однако возрастающая внутренняя стабильность России (и ее растущие возможности) должна позволить уделить гораздо большее внимание глобальной американо-российской деятельности по предотвращению распространения ОМП. Соединенные Штаты и Россия должны сначала договориться с тремя другими официально признанными по Договору о нераспространении ядерными державами - Великобританией, Францией и Китаем - чтобы начать новый диалог по предотвращению распространения и обменяться опытом в деле обеспечения физической охраны и безопасного хранения российских ядерных материалов. Затем все вместе эти пять государств могли бы обратиться к другим государствам, про которые известно, что они обладают ядерным оружием или его разрабатывают, а также к государствам, которые построили или строят у себя атомные реакторы. Где требуется, эта "пятерка" могла бы выделить одного или более своих членов для того, чтобы начать переговоры с конкретными правительствами, которые в силу разных причин не хотят вести диалог со всей "пятеркой".

Первоначальный упор на диалог и на учет и обеспечение физической охраны и безопасного хранения ядерных материалов, что не вызывает больших споров и представляет общий интерес, также должен облегчить сотрудничество. Совместная американо-российская миссия по изъятию 45 кг высокообогащенного урана из Института ядерных исследований в югославском городе Винца также могла бы послужить моделью для "пятерки". Другой возможностью могло бы стать создание международного механизма для сбора разведывательной информации по вопросам нераспространения. Это могло бы существенно помочь справиться с будущими нарушителями режима нераспространения, уменьшив разногласия в отношении фактов, которые усложнили обсуждение проблем Северной Кореи и Ирана с Россией, Китаем и другими государствами. Если это удастся, тогда можно было бы оживить Организацию стран - поставщиков ядерного оборудования и технологий (Nuclear Suppliers Group) и повысить эффективность ее деятельности.

Со временем такой подход мог бы стать важным дополнением существующего режима нераспространения, которому угрожает опасность разрушения вследствие пока что неэффективной реакции на Северную Корею и Иран. Благодаря тому, что ядерная "пятерка" параллельно входит в состав постоянных членов СБ ООН, у нее может быть значительный набор инструментов для использования против проблемных правительств. Организовав ядерную "пятерку", мы тем самым создадим формат, в котором США и остальные смогли бы обсуждать и координировать свою легитимную ядерную помощь другим государствам. Учитывая, что коммерческие интересы ядерных держав иногда усиливают другие тревоги (как это имеет место в Иране) или осложняют ситуацию [как в случае с Северной Кореей, где Москва недовольна тем, что ее исключили из рамочного соглашения (Framework Agreement) от 1994 года], это может дать ощутимое отличие.

Чисто американо-российский диалог по модернизации ядерного оружия - а именно этот вопрос сегодня оценивает каждое из двух правительств - мог бы послужить интересам обеих стран, внося в то же время важный вклад в прозрачность и укрепление доверия. Расширенные совместные учения американских и российских вооруженных сил и формирований для действий в чрезвычайных ситуациях, при ликвидации разрушительных последствий нападения с использованием ОМП, также могут оказаться полезными.

(Продолжение следует)