Автор является профессором политологии в сеульской школе азиатско-тихоокеанских исследований.
Сеул, 18 июня 2003 года. Наблюдая сегодняшнее политическое смятение в Ираке, невольно вспоминаешь о прошлом. Вместо того чтобы, как предусматривали творцы американской политики, копировать успешную оккупацию Германии или Японии, ситуация в Ираке становится все более похожей на кальку с неудачной оккупации Кореи. А, как напоминает нам историк Йельского университета Пол Кеннеди (Paul Kennedy), "хотя история никогда точно не повторяется, ее никогда нельзя полностью игнорировать".
Как и в Корее более 50 лет назад, Соединенные Штаты в Ираке в буквальном смысле слова вляпались в революцию. Как и Ирак, Корея была одновременно освобождена и оккупирована силами США и Советского Союза - союзниками в войне против Японии, но противниками в "холодной войне". Как и в Ираке, начало оккупации Кореи оказалось неудачным, поскольку были оставлены на своих местах японские чиновники и их корейские коллаборационисты из колониального правительства, в результате чего корейское население стало враждебно относиться к оккупантам.
Но куда более вопиющим просчетом был отказ признать легитимность любой власти, кроме американской военной администрации. Таким образом, ни временное правительство Народной Республики Корея, только что возвратившееся из Китая и приветствовавшее американцев в Сеуле, ни сеть народных комитетов, которую после краха японского правления создали сами корейцы на всем Корейском полуострове, не были встречены с одобрением новыми американскими правителями.
Но, если русские мудро напичкали народные комитеты на Севере своими коммунистическими протеже, американцы подавляли их активность на Юге, оставляя гордый народ без какого бы то ни было символа национальной власти. Все последующие органы власти, созданные под эгидой военной администрации США, не пользовались народной поддержкой и не давали развернуться, в большинстве своем левым, политическим партиям.
Кипящий политический котел, который после окончания второй мировой войны представляла собой Корея, постоянно угрожал выплеснуться через край и способствовал неудаче американской военной администрации. Весь остаток 3-летней оккупации американская военная администрация пыталась поддерживать видимость политического порядка, противостоя забастовкам и подавляя периодические мятежи. [Неудача этих восстаний "левых" впоследствии вынудила лидера Северной Кореи Ким Ир Сена (Kim Il Sung) сменить стратегию и перейти к фронтальным атакам на Республику Корея. Двадцать пятого июня 1950 года началась война.]
Проблемой вчерашней Кореи был страх перед коммунизмом; проблемой сегодняшнего Ирака является страх перед политической анархией, а точнее перед внутренней политической борьбой между шиитами, курдами и суннитами, в которую вкрапливаются очаги вооруженного сопротивления бывшей Баасистской партии и иранской религиозной "пятой колонны" - и все это на фоне перегретой политической атмосферы и понижения уровня безопасности.
Наиболее безопасный путь американцы видят в сохранении на неопределенно длительный срок военной администрации США, при этом иракцам отводится роль консультантов. Это равноценно тому, что оккупации придается иракское лицо; нынешний гражданский администратор Ирака Пол Бремер (Paul Bremer) сейчас, как когда-то в Корее Ходж (Hodge), призывает к созданию политсовета, отложив в долгий ящик вопрос об иракском временном правительстве. Понятно, что те, кто захочет участвовать в этом политсовете, станут рассматриваться как американские "лакеи" и не будут пользоваться поддержкой в народе.
Парадоксально, но в Корее американские и советские оккупационные войска заключили соглашение о создании именно такого временного правительства, однако этот план не был реализован, как считается, отчасти из-за опасений американцев, что он, возможно, станет прелюдией к захвату страны Советами.
Подобные страхи в сегодняшнем Ираке совершенно не обоснованы. Откладывая создание иранского временного правительства, как предполагалось первоначально, американцы помогают разрушить хрупкий мир, за который они так храбро сражались. Давайте не повторять ошибки, которую мы сделали в Корее, сначала удушив страну американским одеялом безопасности, затем поджав хвост и заставив Организацию Объединенных Наций (ООН) подметать оставленный американцами след.