Когда началось расширение Организации Североатлантического договора (НАТО), россияне решили, что им следует поискать себе в мире новых стратегических союзников - так, на всякий случай. Их очевидным важным кандидатом был Китай. "Мы сделаем все, чтобы свести к минимуму последствия расширения НАТО для безопасности России, - заявил в 1997 году тогдашний российский президент Борис Ельцин. - Мы будем укреплять сотрудничество с соседними странами, и прежде всего с Китаем.
С того времени сотрудничество между Россией и Китаем было формализовано в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). На Западе этой организации обыкновенно не придают значения. Хотя более вероятно, что Россия и Китай просто не хотят привлекать внимание к своему нарождающемуся сотрудничеству. Ведь советовал же бывший лидер Китая Дэн Сяопин (Deng Xiaoping) Китаю избегать света рампы. Тедди Рузвельт (Teddy Roosevelt) в этой связи выразился бы так: "Следует говорить мягко, но держать наготове большую дубинку".
Если Франция желает вылезти вперед, очень хорошо, она и станет главным объектом критики. Россия и Китай - а быть может, также Индия, которая тоже дала понять, что хочет вступить в ШОС - будут без шума крепить свои связи, в то же время не прекращая попыток улучшить отношения с Соединенными Штатами. Как осмотрительные инвесторы, они не хотят класть все яйца в одну корзину.
Интерес Индии к ШОС свидетельствует о значительном улучшении ее отношений с Китаем. В апреле нынешнего года в Пекине побывал с визитом министр обороны Индии, а в конце июня - премьер министр Индии. По слухам, удалось разрешить некоторые противоречия между двумя странами, в том числе в вопросе Тибета. Пожалуй, наиболее важно заявление китайского министерства иностранных дел накануне визита индийского министра обороны, которое не оставляет сомнений, что сближение с Индией в значительной мере обусловлено озабоченностью в отношении политики Соединенных Штатов.
В заявлении сказано: "В нынешней сложной стратегической обстановке Китай и Индия - две крупнейшие развивающиеся страны - должны крепить координацию и сотрудничество, совместно делая вклад в дело мира и регионального развития". Запад не усмотрел в этом ничего, кроме дипломатической любезности. Но для стран, которые зачастую враждовали, это важное заявление. Несомненно, российский президент Владимир Путин возрадовался, услышав его - если только он сам не был инициатором индийско-китайского сближения.
Не пытаются ли Россия, Китай и Индия создать треугольник силы? В этих трех странах проживает огромная часть населения планеты. Если им удастся установить какой-то консенсус, к нему запросто присоединится большинство стран мира.
И здесь в уравнение вводится заигрывание г-на Путина с Германией и Францией. Сегодня эти страны подвергаются остракизму со стороны администрации Буша-младшего (George W. Bush), а потому тоже станут искать другие опции - и г-н Путин явно готов к тому, чтобы поощрить дальнейшее сотрудничество. Для него в этом есть самоочевидные преимущества. При всех разговорах о "старой" и "новой" Европе трудно себе представить единую Европу без Германии и Франции.
Короче, администрация Буша-младшего превозносит свой военный триумф в Ираке - и посылает миру сообщение. Но сообщение может быть интерпретировано совсем иначе, чем ей хотелось бы. Сегодня в мире стало гораздо больше сомнений в отношении Соединенных Штатов, причем не столько в отношении их военного могущества, сколько в отношении их благонамеренности.
Нынешняя американская администрация ослабила свои позиции на Евразийском континенте. А президент Путин в Москве - расположенной в самом центре Евразии - занимает отличную позицию, чтобы способствовать созданию многополярного мира.
Поворачиваясь в сторону Запада, он сумел улучшить отношения с Германией и Францией, крупнейшими державами Европейского континента. Поворачиваясь в сторону Востока, он консолидирует отношения с Китаем и Индией, крупнейшими державами Азиатского континента. Это выдающееся достижение, особенно принимая во внимание короткий срок его пребывания у власти в России, а также и плохую ситуацию, которую он унаследовал. Не приходится сомневаться, что глобальные стратегические усилия г-на Путина заслуживают большего внимания, чем они получают.