Небольшая кавказская республика, равная по площади земле Гессен, регулярно переносит свой конфликт, а также террор, который считает неизбежным средством для достижения своей независимости, на территорию Москвы. Начиная с 1994 года, особенно в последние три года, жертвами террористических актов чеченских боевиков стали сотни ничего не подозревавших мирных граждан. Они должны были умереть, поскольку российское правительство противопоставило воле этого народа к свободе ни что иное, как репрессии и военную силу. Смущает то, что многие террористические акты последнего времени (как и на Ближнем Востоке) совершают женщины, большинство из которых, как говорят, является вдовами убитых мятежников.
Российский президент Владимир Путин - после кровавого террористического акта на рок-концерте на окраине столицы он отменил свои визиты в Узбекистан и в Малайзию, - несмотря на все напоминания международной общественности, до сих пор не имеет никакой концепции мирного разрешения проблемы Чечни. Он намерен, как было заявлено им в выходные дни, избрать осенью нового президента в Грозном. Само собой разумеется кандидата, верного Москве. Давление, оказываемое на Путина, просто пока не достаточно велико: канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) в своей телеграмме с выражением соболезнования тоже говорит только о необходимости борьбы с терроризмом (азбучная истина) и ни одним словом не упоминает о необходимости найти мужество для политического решения проблемы.
Поэтому замешательство, которое сейчас характерно для высказываний во многих западных столицах, отдает каким-то лицемерием. Опираясь лишь на военную силу - в этом смысле Чечня мало отличается от Ирака, Ближнего или Дальнего Востока - противостояние, во имя которого отчаявшиеся люди готовы умирать, нельзя прекратить, его можно лишь растянуть во времени. Поэтому уже следует ожидать новые террористические акты, даже если они будут не столь ужасными, как захват заложников в музыкальном театре «Норд-Ост» в октябре прошлого года или террористический акт, совершенный в эти выходные. Ответственные лица, по-видимому, ничему не научились.