У президента России Владимира Путина после последнего террористического акта во время рок-концерта в Москве нет никаких сомнений: с террористами разговаривать нельзя, российская политика в Чечне остается неизменной. Еще остающихся боевиков, по словам президента, нужно «выковыривать из своих пещер и уничтожать» (так в тексте - прим пер.).
Это означает, что Кремль продолжит в Чечне политику подавления и террора, которая привела в последние годы лишь к радикализации конфликта по палестинскому образцу.
Российское население только на первый взгляд кажется хитрее, чем их президент. Не один год Всероссийский центр исследования общественного мнения опрашивает россиян относительно Чечни. За два месяца до начала войны за нее были почти 72 процента опрошенных. С той поры уровень поддержки катастрофической кампании все время падал. Согласно последнему опросу, проведенному в июне 2003 года, за ее продолжение высказались только 24 процента россиян. Две трети хотят, в отличие от своего непреклонного президента, мирных переговоров с боевиками.
Сегодня почти все российские средства массовой информации замалчивают сообщения о зверствах эскадронов смерти, спецслужб и главы Чечни Ахмеда Кадырова. Почему, несмотря на это, большинство россиян за прекращение войны? Не потому, что они испытывают сочувствие к чеченцам. Они сочувствуют сами себе, военнослужащим и милиционерам, которые становятся бессмысленными жертвами в Чечне.
Причиной того, что Владимир Путин имеет возможность продолжать войну, является политическая апатия россиян. Если бы страна была действительно демократическим государством с политически сознательными гражданами, тогда на улицы с протестами против войны должны были бы выйти десятки, если не сотни тысяч человек. Вместо этого выходят, в лучшем случае, несколько сотен, если, например, к демонстрации призовет Комитет солдатских матерей.
Конечно, многие россияне заняты проблемой своего собственного выживания. Однако даже в Москве, переживающей экономический бум, и где проживает несколько миллионов хорошо образованных граждан с высокими доходами, даже там не видно никакого сопротивления. Это касается не только войны. После трагедии в музыкальном театре «Норд-Ост» год назад не были уволены ни министр внутренних дел, ни глава ФСБ или кто-то еще.
Парламентская комиссия по расследованию не создавалась ни в случае с заложниками в музыкальном театре «Норд-Ост», ни что касается Чечни. Россияне и в этих случаях не протестовали. Продолжающееся ограничение свободы печати тоже не вызывает никакой реакции со стороны населения. Когда несколько недель назад министр печати Михаил Лесин закрыл телеканал ТВС, на улицы с протестами тоже никто не вышел.
Это горькая правда, что сами россияне виноваты в том, что их страна продолжает вести страшную войну, последствия которой все чаще приобретают форму террористических актов, совершаемых в отношении их самих. До тех пор, страна не будет протестовать, а западные наблюдатели будут обращать внимание, скорее, на фрак Путина на приеме в Букингемском дворце, а не на террор своих войск в Чечне, люди будут продолжать умирать не только в Чечне, но и в российских городах.