Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия: кто сказал «Прощай, оружие!»?

Администрация президента Путина пытается создать военно-промышленный комплекс, сходный с существующим в Соединенных Штатах.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если в советские времена оружие было синонимом политики, то в сегодняшней России оно превратилось в синоним крупных коммерческих сделок, благодаря которым Владимир Путин пытается вытащить свою страну из нищеты. Именно поэтому Кремль решил провести реструктуризацию военно-промышленного комплекса, создав путем слияния крупные корпорации, напоминающие западные и дающие возможность для инвестирования и проведения исследований. Упомянутый сектор экономики является весьма выгодным источником поступления в казну валюты и создания новых рабочих мест. Лишь в прошлом году российский военно-промышленный комплекс заработал четыре с половиной миллиарда долларов, а такие предприятия, как Иркутский авиазавод, входящий в ОКБ «Сухой», УМПО или самый знаменитый ОКБ МиГ увеличили свои продажи на 100%. Объем сделок «Уралвагонзавода», выпускающего бронетехнику, увеличился на 75%. Чудо? Ничего подобного...

Если в советские времена оружие было синонимом политики, то в сегодняшней России оно превратилось в синоним крупных коммерческих сделок, благодаря которым Владимир Путин пытается вытащить свою страну из нищеты.

Именно поэтому Кремль решил провести реструктуризацию военно-промышленного комплекса, создав путем слияния крупные корпорации, напоминающие западные и дающие возможность для инвестирования и проведения исследований. Предположительно, большая часть из 1700 предприятий военно-промышленного сектора, существующих на данный момент и функционирующих лишь наполовину, постепенно исчезнет.

Упомянутый сектор экономики является весьма выгодным источником поступления в казну валюты и создания новых рабочих мест. Лишь в прошлом году российский военно-промышленный комплекс заработал четыре с половиной миллиарда долларов, а такие предприятия, как Иркутский авиазавод, входящий в ОКБ «Сухой», УМПО или самый знаменитый ОКБ МиГ увеличили свои продажи на 100%. Объем сделок «Уралвагонзавода», выпускающего бронетехнику, увеличился на 75%.

Чудо? «Ничего подобного, - говорит в интервью газете «REFORMA» сотрудник Института международных прикладных исследований Владимир Егоров, - это результат реформ, проводимых в секторе и направленных на завоевание мирового рынка».

«На сегодняшний день российское оружие ничем не уступает американскому - ни с точки зрения технологии, ни с точки зрения конкурентоспособности - как раз, наоборот, оно гораздо дешевле и потому нет ничего удивительного, что его раскупают как свежеиспеченный хлеб», - добавляет Егоров.

В своем последнем докладе Стокгольмский международный институт исследований мира (SIPRI) признал, что Россия является поставщиком #1 оружия на мировой рынок, опережая при этом Соединенные Штаты (при оценке не стоимости, а объема поставок вооружения).

Подобное заявление не понравилось некоторым американским аналитикам, но тем не менее факт остается фактом: после десятилетия регресса Россия вновь завоевывает рынок торговли оружием и военной техникой.

«Число заказов очень велико», - говорит председатель комитета по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами Михаил Дмитриев. И приводит пример: российский истребитель Су-27 стоит 35 миллионов долларов, в то время как его американский аналог F-15 стоит уже 50 миллионов долларов.

Властелин оружия

За подобными изменениями стоит 48-летний Борис Алешин, назначенный самим Владимиром Путиным на должность вице-премьера России по военно-техническому сотрудничеству. Вместе с ним над реформированием военной промышленности работает генерал-майор Александр Бурутин - советник президента по вопросам военно-промышленного комплекса и гособоронзаказа.

«Оба эти назначения могут быть восприняты как попытка президента Путина установить личный контроль над процессом реформ в военно-промышленном комплексе, который в настоящий момент находится на стадии консолидации», - высказывает свое мнение Егоров.

Военный со стажем и личный друг Путина Алешин прежде, чем стать государственным чиновником, на протяжении нескольких десятилетий занимался исследованием возможностей развития программного обеспечения для самолетов военной авиации. В настоящее время в его обязанности входит продвижение коммерческой инициативы, нахождение источников инвестиций и проведение исследований по четырем созданным направлениям: боевое снаряжение, военные корабли, системы наблюдения, традиционные виды вооружения и авиационно-космическое агентство.

Угроза новой гонки вооружения?

Егоров такую возможность отрицает. По его мнению производство оружия является одним из видов коммерческой деятельности. «Затраты российского государства на оборону ежегодно составляют 10000 миллионов долларов, что в 40 раз меньше затрат Соединенных Штатов. С подобными показателями невозможно даже подумать, что мы занимаем лидирующее положение, по крайней мере в том, что касается традиционных видов вооружения».

Проведение модернизации военно-промышленного комплекса укрепляет позиции армии в российской политике? «Мне так не кажется, - говорит Егоров. - В настоящий момент военные практически не имеют веса в проводимой сегодня в военно-промышленном комплексе политике. Исключение составляют лишь поставки вооружения странам-членам СНГ, в состав которого входят бывшие советские республики».

Лучшие заказчики

Егоров называет Индию и Китай - сотрудничество с этими «двумя странами, работающими над амбициозными программами по модернизации своей армии» составляет 80 % всех экспортных поставок российского военно-промышленного комплекса. Кроме того, Россия хочет распространить свое влияние и на страны Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Бирма) и в некоторые африканские страны.

Еще одним направлением развития рынка может стать проведение модернизации и обновления вооружения, поставлявшегося Советским Союзом во многие регионы, в том числе и в страны Восточной и Центральной Европы, недавно ставшие членами НАТО.

Советский военно-промышленный комплекс

Во времена Советского Союза военная промышленность должна была в первую очередь вооружать страну, а потому на ее развитие направлялись все лучшие таланты и имевшиеся средства. Продукция комплекса составляла 20% валового внутреннего продукта, на предприятиях ВПК работало 15% всей промышленной рабочей силы страны.

Чаще всего военные заводы Советского Союза представляли собой мини-города, на территории которых были расположены и дома для проживания рабочих, и медицинские учреждения, и столовые и электростанции. Работники таких закрытых предприятий жили в квартирах, предоставлявшихся им руководством, покупали все необходимое в магазинах, расположенных на территории предприятия и обедали в заводских столовых.

Более 80% бюджетных средств этих предприятий направлялись на обеспечение социальных нужд сотрудников. Нередко директору такого оборонного предприятия приходилось самому заключать договоры с поставщиками овощей и хлеба или других продуктов, получаемых на основе натурального обмена.

К 1987 году 450 исследовательских институтов работали исключительно на нужды военно-промышленного комплекса. Приоритетными направлениями исследований были программа по созданию многофункционального лазера, генерация энергии радиоволн и различные разработки, которые могли в будущем пригодится для создания оружия.

Кроме того, практически половина всех проектных мастерских работала исключительно на нужды военных.

Предприятия, на которые отправлялись все разработки, располагались в восточной части СССР, были разбросаны на большой территории, и у каждого из них был свой «двойник».

Во времена правления Леонида Брежнева (1964-1982) правительство пыталось выпускать на оборонных предприятиях товары народного потребления. При Горбачеве некоторые предприятия сектора были преобразованы. Так, к примеру, заводы по производству биологического оружия стали заниматься производством лекарственных препаратов, а предприятия, работавшие на нужды космоса, стали выпускать спортивное оборудование, микроволновые печи и другие промышленные товары.

После прекращения холодной войны советские оборонные предприятия потеряли около 80% поступлений из государственной казны. Точно также закончились средства, поступавшие от продажи оружия в страны бывшего соцблока.

В девяностые годы доля бюджета, выделяемая на оборонные нужды, составляла всего лишь незначительную часть прежних затрат Советского Союза и ее практически не хватало на поддержание предприятий в работающем состоянии.

Именно поэтому многие заводы военно-промышленного комплекса перестали выпускать оружие и перешли на выпуск промышленных товаров, стремясь таким образом влиться в мировую экономику.

С начала девяностых в России происходила реструктуризация экономики, образовывались новые корпорации и финансово-индустриальные группы. Одним из инициаторов подобной идеи оказался бывший министр обороны Андрей Кокошин, пытавшийся взамен структуры, существовавшей при Советском Союзе, создать корпорации по западному образцу.

По мнению экспертов в этой области из 2000 существовавших в советские времена предприятий около 700 были в той или иной степени приватизированы. К 1995 году собственностью государства являлось лишь 21% авиационной индустрии, 35% оружейных предприятий, 40% предприятий кораблестроения, 54% космической промышленности и 82% предприятий по выпуску боевого снаряжения и химического оружия. В 1996 году государству полностью принадлежало лишь 480 оборонных предприятий.

Характеристики российской военной промышленности

В настоящий момент в состав российского военно-промышленного комплекса входит около 1700 фирм и предприятий, на которых работает 2,5 миллиона человек. Несмотря на то, что оборонные заводы рассредоточены по всей территории страны, большая часть таких предприятий сосредоточена в 12 городах и регионах, третья часть населения которых работает на «оборонку».

По мнению экспертов Всемирного военного агентства «Global Security», большинство предприятий российского военно-промышленного комплекса можно считать банкротами, если к ним применять западные критерии оценок.

В этой связи перед проведением реформ министерство экономики заявило, что около 400 предприятий комплекса не в состоянии оплатить свои долги. Один из компетентных источников утверждает, что руководство этих практически обанкротившихся заводов не закрывает полностью производство лишь для того, чтобы поддерживать в регионах определенный уровень занятости.

Подобная политика приводит к поражающей воображение описи имущества предприятий, которое их руководство пытается сбыть всеми возможными способами, используя как армейские каналы, так и черный рынок.

Руководители других предприятий сократили рабочую неделю до двух-трех дней, вследствие чего работники зарабатывают крайне мало и лучшие из них устраиваются на работу в зарубежные компании и на частные российские предприятия.