Ольга Крыштановская очень поразила всех, подведя первые итоги исследования слоя представителей российского руководства. Начиная с января, социолог пыталась выяснить, как же изменилась Россия со времени прихода к власти президента Владимира Путина. Вместе еще с шестью коллегами из Института социологии Академии наук Крыштановская проанализировала биографии 3 500 кремлевских чиновников, министров, парламентариев и бюрократов.
«Путин милитаризировал элиты в угрожающих масштабах», - говорит 49-летняя Крыштановская. Проводя исследование, она сравнивала официальные данные с базой данных, накопленных за пятнадцать лет своей работы, и проводила с людьми доверительные беседы. «За прошедшее время некоторые уровни руководства заняты на 70 процентов «силовиками». Так россияне называют военных, милиционеров и, прежде всего, представителей спецслужб.
В том, что ветераны советского КГБ и его преемницы ФСБ (Федеральная служба безопасности) заняли важные посты, нового ничего нет. В конце концов, в лице Владимира Путина в президентском кресле сидит бывший шпион КГБ. Но до социолога Крыштановской никто не занимался анализом того, сколь последовательно КГБ/ФСБ захватывала в последние годы власть с помощью своих представителей.
Когда в 1999 году, накануне Нового года, Борис Ельцин передал ему пост президента, Путин не стал терять время. Несколько часов спустя, он назначил Игоря Сечина, своего товарища по работе в петербургском КГБ, заместителем главы кремлевской администрации. Пятью днями позднее ветеран КГБ и ФСБ Виктор Иванов занял очередной ключевой пост: отвечая в Кремле за кадровые вопросы, он производит кадровые назначения не только в кремлевском аппарате, насчитывающем несколько тысяч человек, но и определяет, кто будет занимать ведущие позиции по всей России.
«В российской реальности указы и законы никогда не имели такой значимости, как система личных связей, - говорит политолог Борис Каргалицкий, - поэтому столь важной и является кадровая политика».
В первые недели работы Путина в качестве президента стратеги Кремля разработали «План реформирования администрации президента», ставший в мае 2000 года достоянием гласности, - набросок политики на ближайшие годы.
Официально необходимо подчеркивать важность демократических принципов, говорится в плане, реально же следует поставить под контроль всю политику и общество, постоянно ослаблять «оппозицию (президенту) по всем направлениям ее деятельности». Эта скрытая часть политики Кремля должна осуществляться «при непосредственном использовании возможностей спецслужб». Их представители, следовательно, стали занимать ключевые посты во всех важных министерствах и учреждениях. Ветеран КГБ и товарищ Путина Сергей Иванов возглавил сначала Совет безопасности, затем - Министерство обороны. Заместитель министра иностранных дел Вячеслав Трубников руководил сначала в КГБ организацией разведки в Юго-восточной Азии. Заместитель министра юстиции Евгений Сидоренко тоже выходец из КГБ, как и заместитель министра печати Владимир Козлов или заместитель министра экономики Владимир Сержаковский.
«Новая газета» подсчитала, что в Кремле, в министерствах, в парламенте и в областных администрациях работают 40 представителей спецслужбы. В целом же по всей стране на должности политического плана и в администрации пришли шесть тысяч представителей спецслужбы. В начале своего президентства Путин поделил Россию на семь «федеральных округов», руководители которых осуществляют по указанию президента контроль над губернаторами. Пять из семи кремлевских уполномоченных - представители разведки. 70 процентов сотрудников их аппарата опять же «силовики». В отличие от Запада в России люди в шляпах и темных очках, прежде всего, представители ФСБ, фактически никогда никем не контролировались, если не считать контроля со стороны президента - тоже выходца из КГБ. ФСБ нередко оказывается в центре внимания общественности: косвенные доказательства говорят о том, что виновником террористических актов в Москве и других городах - виновником гибели более 300 человек - были не чеченские боевики, а ФСБ, которая осенью 1999 года занималась пропагандистским обеспечением войны в Чечне.
В Чечне эскадроны смерти ФСБ ликвидируют настоящих и мнимых боевиков. В Москве скверно организованная координация действий ФСБ при штурме занятого террористами Музыкального театра привела к гибели 129 заложников.
Роль ФСБ до сих пор еще ни разу не анализировалась гласно. Владимир Путин и пришедшие вместе с ним к власти разведчики ведут себя как «клан людей, которые подотчетны не общественности, а таким же, как они сами, - разъясняет Ольга Крыштановская. - Для членов путинского клана характерна авторитарность. Они обучены не дискутировать, а беспрекословно выполнять приказы сверху». Офицеры ФСБ, работающие в качестве заместителей министров внутренних и иностранных дел, заместителей министров экономики и печати, а также офицеры, направленные в таможенные органы и в Министерство государственной собственности, зачастую остаются на содержании ФСБ.
ФСБ вернули и все прежние полномочия. Еще до прихода в начале 2000 года в Кремль Путина представители разведки России получили в лице своих собственных прокуроров, подразделений специального назначения и военных союзов такие властные полномочия, что это заставило бы демократов ужаснуться.
Когда летом 1999 года Владимир Путин сменил кресло главы ФСБ на кабинет премьер-министра, численность спецслужбы, по данным Алексея Мухина из московского Центра политической информации, составляла более 24 000 человек. При президенте Путине ФСБ, согласно информации Мухина, смогла увеличить свою численность к концу 2002 года до 77 000 человек, то есть более чем в три раза.
ФСБ играла ключевую роль в разгроме медийной империи Владимира Гусинского. Как и в советские времена, ФСБ снова имеет право принимать решения о выдаче многократных виз иностранцам. Теперь защитникам окружающей среды, правозащитникам или религиозным лидерам из-за рубежа въезд в страну закрыт. Со времени назначения Путина его предшественником Ельциным главой государства по инициативе ФСБ был расширен до 50 список городов или целых регионов, закрытых для иностранцев.
И это всего лишь малая толика из того, что позволяло бы говорить о ренессансе ФСБ. 11-го марта этого года президент Путин, что касается разрушенного КГБ, дал обратный ход и подчинил ФСБ большую часть служб электронной разведки ФАПСИ, как и бывшие пограничные войска КГБ, насчитывающие 200 000 человек. 38 500 военных и 14 900 гражданских сотрудников ФАПСИ обеспечивают для Кремля прослушивание телефонных разговоров, контролируют и лицензируют все компании, предоставляющие услуги связи, Интернет-провайдеров, производителей компьютеров и программистов. Сотрудники электронной разведки контролируют также «Выборы» - электронную систему обработки данных, которая будет работать на парламентских выборах осенью 2003 года и президентских выборах весной 2004 года.
Если результаты выборов придется фальсифицировать, как это было во время избрания Путина президентом в марте 2000 года, то система сможет в этом сыграть ключевую роль. Как это было и с КГБ, ФСБ тоже видит повсюду шпионов. В частности, защитника окружающей среды Александра Никитина после судебного разбирательства, продолжавшегося не один год, признали невиновным, но вот военный журналист Григорий Пасько, дипломат Валентин Моисеев, а также политолог Игорь Сутягин были приговорены, несмотря на захватывающие дух фальсификации в ходе процесса, к содержанию в колонии.
Теперь ФСБ собирается обеспечить себе контроль над экономикой. 4-го июля глава ФСБ Николай Патрушев выступил за то, чтобы под контроль спецслужбы были переданы также вопросы приватизации в сфере экономики, прежде всего, в оборонной промышленности.
В начале июля ФСБ и Генеральная прокуратура начали кампанию против нефтяной компании «Юкос» - самого ликвидного предприятия, имеющего лучший среди компаний управленческий аппарат. «Юкос» и государственная компания «Роснефть» ведут борьбу за выгодные месторождения нефти в Сибири. Кроме того, главный собственник «Юкоса» Михаил Ходорковский не делает секрета из того, что финансирует в рамках предстоящих выборов либеральную оппозицию, выступающую против Кремля.
Согласно информации газеты «Ведомости», Путин лично распорядился о начале кампании против «Юкоса». Принимаются также непосредственные или косвенные меры, направленные против империй олигархов Олега Дерипаски и Романа Абрамовича. «ФСБ еще не КГБ, а Россия - не тоталитарный Советский Союз. Однако нет сомнений, что Россия сегодня уже представляет собой авторитарную систему», - говорит Алексей Симонов, руководитель Фонда в защиту гласности.