Средняя Азия и регион Кавказа образуют наряду с интервенцией американской администрации в Афганистан и Ирак два новых очага соперничества между Россией и США. При этом речь идет о богатых месторождениях нефти и природного газа в бассейне Каспийского моря. Как предполагается, запасы нефти, залегающей в этом регионе, составляют 100 миллиардов баррелей. Вашингтон уже наложил руку на местную промышленность, связанную с углеводородным сырьем, осуществляя совместно с британскими компаниями контроль над 27 процентами нефтяных месторождений Каспия и 40 процентами месторождений природного газа. В прошлом году они вплотную занялись нефтепроводом Баку-Джейхан, который позволит транспортировать каспийскую нефть в Европу, не прибегая к услугам России. При этом речь идет о важнейшей со времени коллапса Советского Союза евразийской инициативе Америки. Впрочем, Москва, видя такую активность, не остается безучастной. В апреле был сделан ловкий ход, когда был подписан крупномасштабный договор с Таджикистаном о приобретении у него на протяжении ближайших 25 лет всего предназначенного для экспорта природного газа. А по разведанным запасам этого сырья Таджикистан занимает третье место в мире.
США стремятся получить большее влияние на Южном Кавказе и в Средней Азии. Они предприняли громадные усилия, чтобы вдохнуть жизнь в ГУУАМ - организацию в составе пяти бывших советских республик - Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии, - сотрудничающих в сфере экономики и безопасности. Эта организация была создана четыре года назад в качестве противовеса влиянию России. Прежде всего, благодаря дипломатическому давлению США, 3-4 июля состоялась давно затягивавшаяся встреча в верхах ГУУАМ, пусть даже если на ней присутствовали только двое из пяти глав государств. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, один из двух руководителей, принимавших участие во встрече, откровенно признал: «Без поддержки американцев решить проблемы, стоящие перед организацией, было бы трудно». США обязались помочь в реализации проектов ГУУАМ, связанных с подготовкой антитеррористических сил и обменом информацией, а также с созданием парламента ГУУАМ, выделив 46 миллионов долларов США.
Грузия, обвиняющая Россию в том, что та собирается отбить у нее мятежные регионы Абхазию и Южную Осетию, превратилась в главного союзника Вашингтона в регионе. Грузинский парламент уже ратифицировал в этом году пакт об обороне, предоставляющий американским военным беспрецедентные права по безвизовому въезду в страну, а также размещению на территории Грузии неограниченного количества войск, вооружений и военного оборудования. Недавно в Грузии побывал генерал ВВС из НАТО с целью получить разрешение на осуществление воздушного контроля над воздушным пространством страны силами пяти самолетов типа АВАКС, дислоцированных на одной из баз в Турции. Американские самолеты-шпионы У-2 совершили уже несколько полетов вдоль границы Грузии с Россией. Это позволяет Пентагону вести разведку в глубине территории России, включая Северный Кавказ, Черное и Каспийское моря.
США, как предполагается, вынашивают планы создания военной базы в богатом нефтью Азербайджане. Кроме того, они подталкивают на переговоры с этой страной по вопросу создания военных баз Турцию. Вашингтон пытается путем предложения военной помощи, а также проведения совместных учений с НАТО привлечь на свою сторону даже Армению - единственного верного союзника России в регионе. В Средней Азии Пентагон недавно провел переговоры с Таджикистаном об аренде трех военных баз дополнительно к двум другим, переданным ему в Узбекистане и Киргизии после событий 11-го сентября. В прошлом году Таджикистан получил от США в качестве экономической помощи 109 миллионов долларов США и пошел на предложение о модернизации взлетно-посадочной полосы в аэропорту Душанбе. Вашингтон расширил военное сотрудничество также с тремя среднеазиатскими участниками программы НАТО «Партнерство во имя мира» - Казахстаном, Узбекистаном и Киргизстаном. Две недели назад генеральный секретарь НАТО Робертсон (Robertson) провел переговоры в Казахстане на предмет открытия двух баз. Только в прошлом году США закачали свыше 900 миллионов долларов США в различные программы по оказанию помощи в Средней Азии.
Москва ответила на эту активность усилением своего военного и экономического присутствия и созданием в регионе многонациональных структур безопасности. В следующем месяце в киргизском Канте будет торжественно открыта новая российская военно-воздушная база, расположенная всего в 30 километрах от базы США в столице республики Бишкек. В конце апреля Россия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Армения и Беларусь трансформировали свой прежний Договор о коллективной безопасности, действующий уже десять лет, в полноценный региональный оборонительный союз. Организация Договора о коллективной безопасности построена по образцу бывшего Варшавского договора, в который входили социалистические страны из Восточной Европы. У нее единые штаб-квартира и вооруженные силы, а также документально закрепленное обязательство совместного отражения любой агрессии против любого государства-члена организации.
Россия все активнее сотрудничает с Китаем в деле создания пояса безопасности в Средней Азии и в бассейне Каспийского моря с целью противодействия присутствию США. В конце мая Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизстан и Таджикистан завершили институционализацию Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), создав постоянные структуры, например, секретариат в Пекине и региональную антитеррористическую структуру в киргизском Бишкеке, тесно сотрудничающую с созданным в прошлом году «Антитеррористическим центром» СНГ (Содружество независимых государств). В августе ШОС проведет в Казахстане свое первое «учение по отработке антитеррористических действий». В качестве своего сильного партнера в Средней Азии Россия хотела бы иметь Индию. Нью-Дели налаживает отношения с Таджикистаном в области обороны при полной поддержке Москвы. Приглашение таджикских военных для участия в учениях в Индии тоже состоялось с благословения российских генералов. Кроме того, Кремль поддерживает прием Индии в Шанхайскую группу и тесное сотрудничество, что касается вопросов региональной безопасности в рамках стратегического треугольника Москва-Дели-Пекин.
Пока же открытие наряду с американскими российских военно-воздушных баз в Киргизстане свидетельствует о том, что обе страны договорились о разделе ответственности в регионе: США берут на себя внешние угрозы, тогда как Россия заботится о вопросах внутренней стабильности. Разумеется, шансы Путина трансформировать российско-американское соперничество на южных задворках Москвы в сотрудничество зависят от того, на сколь длительное время Вашингтон завязнет в Ираке и Афганистане.