Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Самый богатый человек России бросил вызов Кремлю

На прицеле волков

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Экспроприация экспроприаторов - старые кадры еще помнят, что это означает. Сегодня они имеют в виду под экспроприаторами новых олигархов. Пример Москвы берет на вооружение Республика Башкирия: милиция там приступила по собственной инициативе к деприватизации

Экспроприация экспроприаторов - старые кадры еще помнят, что это означает. Сегодня они имеют в виду под экспроприаторами новых олигархов

На прошлой неделе произошло невероятное: левый до мозга костей генеральный секретарь Коммунистической партии Геннадий Зюганов оказал моральную поддержку самому богатому человеку страны Михаилу Ходорковскому. Одному из тех супербогатых олигархов, которые известны тем, что в девяностые годы бессовестно присвоили себе самые жирные куски от пирога народной собственности. В начале июля Михаила Ходорковского и нефтяной концерн взяли на мушку российские органы юстиции. Лично Ходорковскому обвинение пока не предъявлено. Конечно, этап дикой приватизации был не самым блестящим результатом российских реформ. Но почему следствие было начато в отношении Ходорковского и его соратников, действовавших менее гнусно, чем другие олигархи, использовавшие свои политические связи, чтобы снимать сливки?

Наблюдатели рассматривают в качестве мотива нападок на олигарха политические амбиции Ходорковского, не делающего секрета из того, что он оказывает поддержку оппозиции. Будучи одним из действующих лиц масштабных преобразований, он помогает предотвратить идеологическое подчинение слабых, но все же демократических структур «управляемой демократии» Путина.

Официально Владимир Путин в происходящее не вмешивается. В следственные действия прокуратуры президент вмешиваться не может, говорят представители Кремля. Но без указания оттуда ни один прокурор не осмелится даже подумать о том, чтобы начать следствие против какого-нибудь олигарха. Чего, собственно, Путин боится?

Его переизбрание в марте обеспечено. Путин пользуется популярностью и без популистских акций. Впрочем, стратеги из Кремля, судя по всему, подумывают о третьем президентском сроке, начиная с 2008 года. Для этого надо изменять конституцию. Если этой зимой, после выборов в Думу, достаточно большое количество мест в парламенте получат оппозиционные партии, то эта затея оказалась бы под угрозой. Помимо этого окружение Владимира Путина состоит из голодных волков из Санкт-Петербурга, ничего не получивших во время приватизации. Они хотят перераспределить собственность, что считают правильным семьдесят процентов избирателей. В конечном счете, у народа в кармане не окажется ни одного дополнительного рубля, но зато удалось бы удовлетворить аппетит петербургских волков. Они бы тогда показали «семье» бывшего президента Бориса Ельцина, к которой относятся также олигархи, такие, как Ходорковский и Роман Абрамович, кто является хозяином в стране.

Баланс, который глава Кремля мог бы сохранять между капиталом старой элиты и своими людьми из так называемых «силовых министерств» - ФСБ, Министерства внутренних дел, Министерства обороны и Министерства юстиции - теперь, судя по всему, нарушается. Этого следовало ожидать. Со времени прихода Путина к власти только в одном Министерстве экономики и в подведомственных ему учреждениях 35 процентов всех вакансий было занято представителями ФСБ.

Назад ко временам хаоса

Сами «силовики», в отличие от Ходорковского, заинтересованы в экономическом сотрудничестве с Западом лишь в той мере, в какой оно может служить восстановлению военно-политических позиций России. Их представления о мире носят на себе авторитарный отпечаток и, скорее, перекликаются с идеологией талибов, чем с универсализмом западных демократий.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский после аудиенции в Кремле, состоявшейся в первые дни конфликта, был еще уверен, что проблема будет снята с повестки в течение нескольких дней. В последнее время он уже предупреждает о возможных последствиях. Пример Москвы взяли на вооружение. В Республике Башкирия: милиция там приступила по собственной инициативе к деприватизации. Нервничают также и иностранные инвесторы. Пока приостановлено объединение нефтяных концернов "Exxon", "Chevron" и «ЮКОС». Геннадий Зюганов может оказаться прав: вместо «диктатуры закона», которую Путин предписывал России первоначально, стране теперь снова грозит хаос.