Значительная часть американцев отказывается от "сладостного ничегонеделания". Гиперактивные трудяги и потребители, они с каждым разом работают все больше, а развлекаются все меньше.
В 1899 года американский экономист Торстейн Веблен (Thorstein Veblen) опубликовал свою первую книгу "Теория праздного класса" ("The theory of the leisure class"). Веблен - сын норвежского эмигранта-плотника родился в штате Висконсин и получил великолепное образование. Он учился в Карлтон Колледже, написал диплом по философии в Университете Джона Хопкинса и защитил докторскую диссертацию в Йельском Университете.
А потому Веблен собрал прекрасный багаж знаний, позволивший ему писать на значимые темы, чем, собственно, он и занимался до конца дней своих. Как бы то ни было, "Теория праздного класса" является наиболее известным его произведением, что объясняется введением Вебленом в употребление выражения "потребление предметов роскоши" и его саркастическими нападками на "праздный класс", одержимый выставлением напоказ своего социального статуса, личного богатства и пренебрежением тяжелым физическим трудом. Веблена можно назвать проницательным наблюдателем проявлений человеческого сумасбродства.
На протяжении этого долгого, жаркого и влажно-удушливого американского лета мне неоднократно вспоминался Веблен, и я задавался вопросом, что же сегодня произошло с этим самым "праздным классом" и досугом как таковым. Что с ними произошло, по крайней мере, в Соединенных Штатах?
У меня есть небольшой дом в 12 километрах от Нью-Хэвен (Коннектикут), где я преподаю в Йельском Университете. Такое небольшое расстояние я с легкостью могу проделывать каждый день: в будни путь от работы домой мне дается легко, зато в выходные может превратиться в настоящую пытку. И причиной тому является тот самый "праздный класс".
Шоссе, идущее по югу штата Коннектикут, полностью забито машинами, двигающимися капот в капот по направлению к загородным домам в Кэйп-Код, Ньюпорт или Марта'с Винярд. На крышах этих похожих на монстров внедорожников громоздятся велосипеды, доски для серфинга, а сами машины выглядят как обещание, что сидящих в них пассажиров в конце недели ожидает еще более безумный отдых. Водители бесконечно разговаривают по громкой связи, без колебаний завершая начатые дела или в который раз объясняя своим женам и детям, почему они задерживаются. Вечером в пятницу этот бесконечный караван машин перемещается в восточном направлении - из Нью-Джерси и Нью-Йорка к побережью Атлантики. Ближе к вечеру в воскресенье он начинает двигаться в обратном направлении со скоростью приблизительно 24 километра в час.
Да, здесь мы сталкиваемся с "потреблением предметов роскоши". Однако являются ли на самом деле все эти люди представителями "праздного класса", о котором писал Веблен? Все они так или иначе оказались освобожденными от тяжелого физического труда, но не от труда как такового. Они превратились в рабов совсем других чудовищ: в рабов чрезмерной занятости, излишних целей, которых они стремятся достигнуть, рабов избыточной активности.
Мой младший сын, к примеру, в прошлом году работал в одной из финансовых компаний, где уходить с работы раньше восьми часов вечера считалось признаком дурного тона. В Соединенных Штатах молодые адвокаты работают по 80 часов в неделю, а врачи, только что принятые на работу в какую-нибудь из больниц, по 100, что, в любом случае, выглядит сумасшествием. Директора фирм, с пренебрежением относящиеся к своим соперникам, очень редко когда покидают свои кабинеты или уходят в отпуск. Исключением можно считать, пожалуй, лишь эти непродолжительные вылазки на побережье, по пути к которому они застревают в немыслимых пробках на шоссе, пролегающем через Коннектикут.
В Соединенных Штатах досуг как ритуал находится на грани вымирания. И потому побег в Европу из Соединенных Штатов, страдающих трудоголизмом, доставляет огромное облегчение. Приезжая в Кембридж, я могу спокойно сесть на велосипед, доехать до таверны "The Plough" в Фэн Диттон и наблюдать за посетителями, которые в три часа пополудни неспешно потягивают свое пиво и следят за проплывающими мимо лебедями. А, когда я навещаю своих друзей в сказочном "цветочном городке" Ивуар на берегу Женевского озера, то провожу свои дни за чтением книг, размышлениями, дремой и тщательным планированием каждого приема пищи. То же самое происходит и в Тоскане, и во всех других цивилизованных городах мира, где живущие в них люди осознают, что в жизни есть не только работа.
Согласно данным Всемирной организации труда, Соединенные Штаты являются единственной в мире развитой страной, в которой население по сравнению с 1975 годом работает больше.
Подобный факт кажется мне показателем крайне нездорового положения вещей, приводящего к возникновению общества, еще более подверженного стрессам. И этот феномен, повторюсь, характерен именно для общества американского.
Когда в прошлом году международный обозреватель Роберт Каган (Robert Kagan) написал, что американцев можно считать выходцами с Марса, а европейцев - с Венеры, он имел в виду совсем другие проблемы (вопросы войны и мира, затраты на вооружение). Но главное различие между Старым и Новым Светом заключается именно в отношении к досугу. Веблен был бы обеспокоен.
Учитывая, что каждая из стран выбирает свой стиль жизни - больше работать или больше отдыхать - стоит ли о чем-либо беспокоиться? В действительности же - стоит. В Соединенных Штатах ученикам, оканчивающим среднюю школу, говорят, что, если они хотят стать студентами престижных университетов, на летних каникулах им нужно записаться на курсы, где преподают дополнительные предметы, поработать помощником адвоката или пойти на строительство домов для бедных.
Такое простое развлечение, как встречи со своими друзьями на ступеньках лестницы, что во дворе дома - а должен признаться, что именно там мы проводили время в летние каникулы 40 лет назад - уже не существует. И по мере того, как большинство компаний становится международными, их сотрудники и руководители - будь то во Франции или в Италии - вынуждено подчиняться американской модели трудовой деятельности.
Несколько лет назад мексиканское правительство объявило, что запретит государственным служащим послеобеденную сиесту (полуденный сон в Испании и странах Латинской Америки - прим. пер.), потому как таким образом страна лучше сможет приспособиться к "экономической модели НАФТА". Каким образом служащий может спокойно съесть свой обед, когда на 13.30 у него назначено важное совещание? И нет ничего удивительного, что итальянцев крайне волнует этот вопрос. Трем тысячам лет жизни в цивилизованном обществе сегодня угрожают факсы, телефоны, интернет, проблемы на Уолл-Стрит и боязнь не поступить на факультет права в Гарвардский Университет.
И после этого вы будете еще говорить о варварах. Дикари были одной проблемой, а американцы из пресловутого "праздного класса" - совсем другой.
Пол Кеннеди - историк, преподаватель Йельского Университета