Огнем будет охвачена не только Чечня, но и весь Северный Кавказ, грозили сепаратисты еще перед референдумом по конституции, по поводу которого в марте ликовала Москва, которая рассматривала его в качестве первого шага на пути политического урегулирования проблемы с мятежной республикой. За месяц до выборов в Грозном, по поводу которых существуют различные мнения, сепаратисты, видимо, уже близки к своей цели: вчера утром в соседней республике Дагестан в результате террористического акта был убит министр по вопросам национальной политики и информации Магомедсалих Гусаев.
Преступники установили взрывное устройство, снабженное магнитом, на крыше его служебного автомобиля и взорвали его. Прокуратура исходит из того, что это был акт мести исламских экстремистов, членов так называемой «Шуры народов Дагестана». Это исламский Совет, сопредседателем которого считается Шамиль Басаев - один из предводителей чеченских сепаратистов. Басаев, который рассматривается в качестве организатора нескольких террористических актов в разных регионах России, приговорил убитого министра к смерти еще в 1999 году. Гусаев был решительным противником ваххабитов - представителей фундаменталистского течения в исламе, сторонниками которого наряду с афганскими талибами являются также чеченские экстремисты, которые в 1999 году вторглись под руководством Басаева в Дагестан и провозгласили «северокавказскую исламскую республику».
Это вторжение, а также террористические акты в жилых кварталах Москвы стали для Кремля поводом для начала второй чеченской войны. На Гусаева, который занял должность министра три года назад, после убийства своего предшественника, уже совершалось покушение летом 2001 года. Незадолго до этого в результате террористического акта погиб муфтий Дагестана, а не прошло еще и трех недель, как был расстрелян видный политик республики Надиршах Хачилаев. Лидер лакского национального движения - пятой по численности из 35 народностей, населяющих Дагестан, - являлся одновременно руководителем «Союза мусульман России». Он сыграл решающую роль в подписании соглашения, на основании которого Москва закончила в 1996 году первую чеченскую войну и де-факто была вынуждена предоставить республике независимость.
Надиршах Хачилаев и его брат Мохаммед, тоже убитый три года назад, были для экстремистского крыла сепаратистов, группирующихся вокруг Басаева, все равно, что красная тряпка. Причина: лакцы и акинцы ведут территориальный спор по поводу одного из горных районов.
Наблюдатели опасаются, что последние террористические акты в Дагестане могут привести там к эскалации межэтнической напряженности. Особенно в том случае, если Москва будет придерживаться решений об изменении конституции и о президентских выборах. Конфликты этнических групп, вызванные нехваткой сельскохозяйственных земель и пастбищ и борьбой за посты в правительстве, уже приводили к вооруженному противостоянию в начале девяностых годов. Ситуация в то время была урегулирована благодаря созданию коллективного президиума - Государственного совета, в котором представлены наиболее крупные этнические группы пропорционально их доле в общем населении республики, численность которого составляет 1,8 миллиона человек.