Владимир Путин сделал стартовый выстрел, открывающий путь к выборам в Думу, которые состоятся в начале декабря 2003 года. Но избирательная кампания началась задолго до этого официального акта, поскольку наряду с парламентскими выборами впереди у Кремля еще не менее важные для него события, имеющие формально демократический характер.
Почин положат выборы губернатора Санкт-Петербурга 21-го сентября. После многочисленных финансовых скандалов, связанных с именем прежнего губернатора Владимира Яковлева, в родном городе Путина, благодаря победе в результате игры на своем поле нынешнего представителя президента в северо-западном регионе страны Валентины Матвиенко, должны снова воцариться спокойствие и порядок. Однако жители Кировского района на днях заблокировали движение в городе, требуя принять меры, чтобы не повторилась прошлогодняя драматическая ситуация, когда кое-кому пришлось сидеть зимой в неотапливаемых квартирах.
5-го октября в результате президентских выборов в Чечне, которые пройдут в более чем сомнительных условиях, должна завершиться эпоха Ахмада Кадырова, посаженного Москвой в качестве своего наместника. Можно ли будет считать нового главу таким же наместником, пока неизвестно. Кремль больше не хочет гарантировать безопасность своего бывшего фаворита и в последнее время обещает поддержку другим кандидатам, которых в общей сложности одиннадцать человек.
Следующим шагом станут парламентские выборы, которые, на первый взгляд, менее содержательны, чем обычно. Если честно, то Дума с самого начала своего существования, с декабря 1993 года, реальной власти никогда не имела. Но при Путине парламент настолько утратил даже тот имевшийся незначительный политический вес, что теперь его наряду с олигархически организованным капиталом и закулисными покровителями из военных кругов наделили функцией создавать на официальном уровне видимость наличия демократии в постсоветский период.
Однако было бы заблуждением делать из этого вывод, будто выборы для власть предержащих в России не нужны. В этом году перед ними стоит, прежде всего, задача расчистить площадку для действительно важного и крупного события - президентских выборов в марте следующего года, поскольку реальная власть в России находится в руках президента. Исходя из этого, весь предвыборный марафон с его блокообразованиями, имиджмейкерами и телегеничными персоналиями ориентируется на зимний финишный спурт, который должен помочь Путину остаться президентом на очередные четыре года.
Расчет тут по-детски простой. В России, как и прежде, не существует зрелой партийной системы, выбирают не партию, а лидера, вокруг которого сосредоточивается группа более или менее зрелых профессионалов. В идеальном случае среди них есть также имеющие хорошие деньги покровители. В ходе продолжающейся не один месяц напряженной избирательной кампании будут возникать и распадаться различные союзы, будут раскручивать, а перед самым завершением предвыборной кампании дискредитировать отдельных представителей руководства. Так что масштабно спланированная избирательная кампания, направленная на смену власти в Кремле, вряд ли окажется бескровной. И погибший в прошлом году в результате несчастного случая Александр Лебедь, и бывший премьер Евгений Примаков потерпели неудачу именно на выборах.
Если исходить из результатов последних опросов общественного мнения по поводу предстоящего голосования, то пятипроцентный барьер смогут преодолеть только пять партий. При этом первое место (21 процент) занимает «Единая Россия», которая, в свою очередь, является преемницей партии Примакова и московского мэра Лужкова, а также путинской партии «Единство». За «Единой Россией» следуют Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), имеющая 20 процентов голосов, во главе с Геннадием Зюгановым. А далее с большим отставанием - ЛДПР правого экстремиста, политклоуна Владимира Жириновского (девять процентов), «Союз правых сил» (СПС) во главе с такими известными политическими тяжеловесами, как Борис Немцов и Анатолий Чубайс, и партия «Яблоко» Григория Явлинского, которая на последних выборах потеряла значительное количество избирателей, набрав только пять процентов голосов.
Большая часть избирателей плохо проинформирована или и вовсе ничего не знает о многочисленных партиях, идущих на выборы. Причиной этого является, не в последнюю очередь, отсутствие так называемых «административных ресурсов», то есть, тех форм финансовой и информационной поддержки со стороны средств массовой информации, без которых даже широко задуманная рекламная стратегия обречена на провал. КПРФ недавно жаловалась на тенденциозное и предвзятое освещение своей деятельности на крупных телеканалах. В июле, мол, два самых крупных телеканала по-настоящему проигнорировали Коммунистическую партию в передачах, транслирующихся в самое удобное для зрителей время, в то время, как «Единая Россия» является неотъемлемым элементом политических новостей.
Порой дело доходит и до более ожесточенного противостояния. Летом в Москве появились плакаты с изображением яблока, символизирующего партию Явлинского, с ярлычком, на котором красовались серп и молот и надпись «Мы вместе», что должно было внушить людям, будто КПРФ и либералы, группирующиеся вокруг Явлинского, являются партнерами. Фракция подозревала в этой проделке правых либералов из СПС, те же не захотели комментировать случившееся и вместо этого обвинили Явлинского в популизме.
Чтобы положить конец всем этим мерзостям, в последнюю неделю августа в Москве состоялось политшоу под вывеской «Общественно-политический форум - Выборы 2003». Кульминацией этого мероприятия стало подписание договора о «корректном проведении избирательной кампании» 33 партиями и блоками. Впрочем, если исходить из практики проведения предвыборных кампаний, это мало что может изменить.
Интересным было выступление председателя Партии российских регионов Сергея Глазьева. Депутат Думы и экономист, недавно сумевший добиться политического успеха в малонаселенной Сибири, носится с идеей создания оппозиционного избирательного блока из сил, ориентированных на решение социальных задач. Главным партнером по переговорам была КПРФ, но недавно она отказала ему. В качестве официального объяснения со стороны так называемых коммунистов послужило обвинение, что, мол, Глазьев является участником акции предвыборного мошенничества, организованного в Кремле. Но можно также предположить, что КПРФ, как и прежде, переоценивает свои силы, к тому же Геннадий Зюганов не заинтересован, чтобы рядом с ним находилась сильная фигура, которая рано или поздно может сменить его на посту председателя партии.
Глазьев, в конечном итоге, объявил на форуме о создании большой коалиции «народно-патриотических сил», электорат которой тот же, что и у КПРФ. В коалицию вошло неорганизованное, случайное образование из 15 партий и союзов, в том числе специальный уполномоченный Кремля по Калининградской области Дмитрий Рогозин, новый «евразиец» и «геополитик» правого толка Александр Дугин и социалист левого толка Олег Шайн со своей вновь созданной Партией труда. Шайн назвал коалицию «антиолигархическим и социально направленным союзом». Его не следует путать с левой оппозицией.