Первой жертвой войны всегда становится истина. Но когда к бесконечной войне готовится империя, самая большая угроза нависает над демократией. Об этой угрозе и пишет Норман Бирнбаум (Norman Birnbaum) - американский социолог, знающий проблему изнутри и высказывающий свое мнение из самого сердца политического мира Соединенных Штатов.
Существуют два диаметрально противоположных способа объяснения вмешательства американской администрации под руководством Буша (Bush) в дела других стран. Первый - идеологический. В Соединенных Штатах постоянно повторяют, что нам ничего не нужно - ни земли, ни природного сырья, ни богатства, ни владычества. Мы прибегаем к экономическому и военному давлению исключительно с альтруистскими намерениями: для защиты свободы всего человечества.
Второй - реалистический. Соединенные Штаты являются вершиной творения цивилизованного мира и потому им грозит особая опасность. Мы прибегаем к насилию исключительно в целях самообороны. Не впервые перед нами пример безграничной нравственности и жесточайшей хитрости. Можно долго перечислять книги, которые наш президент не удосужился открыть, однако, те, кто пишет ему речи выступлений уж точно знают Великого Инквизитора Достоевского.
Моральные противоречия вдохновляют художников на создание шедевров искусства. В реальной жизни они порождают тьму.
Если первой жертвой войны становится истина, то первой жертвой подготовки к ведению бесконечной войны становится возможность углубить и даже сохранить демократию. Имперская элита использует самые шовинистические чувства недовольного общества для того, чтобы провозгласить себя поборником национальных интересов. Сыновья и дочери представителей рабочего класса служат в вооруженных силах, но наряду с существованием указанного факта в армии практически невозможно найти выходцев из состоятельных семей. И именно поэтому наши ученые мужи и политики-пропагандисты выглядят гораздо воинственнее наших генералов. Когда некомпетентные действия американских властей во время вьетнамской страны стали достоянием гласности, в стране разразился национальный кризис. В последнее время все реже говорится о систематическом неравенстве при разделении этих обязанностей. Общественное мнение призывают отказаться от тех, кто выступает с критикой империи и кого практически открыто обвиняют в предательстве. На лишения тех, у кого нет ни славы, ни богатства не обращается никакого внимания, а возмущение униженной части общества направляется в другое русло.
Систематический отказ гражданам в их основных свободах, закрепленный в "Акте об объединении и усилении Америки средствами, необходимыми для борьбы с терроризмом" (Patriotic Act), с постыдной поспешностью принятый Конгрессом после событий 11 сентября, не новость. С самого начала установления республиканского правления, юриспруденция освобождала империю от ограничений, накладываемых Конституцией. Внешние угрозы превратились в угрозы внутренние под тем предлогом, что существуют изначальные опасности для фундаментальных свобод, которые правительство вынуждено урезать для их же защиты. Подобная ситуация напоминает самое позорное свидетельство о вьетнамской войне: "Нам пришлось уничтожить деревню, чтобы спасти ее".
Действуя в других странах, наши руководители и вовсе переставали маскироваться. В Гватемале, Иране, Индонезии, Бразилии и Китае поддержка палачей и убийц, генералов и диктаторов - чем больше зверств и насилия, тем с большей охотой предоставлялась помощь - становилась просто циничной. В мае этого года Вулфовиц (Wolfowitz) выступил с критикой в адрес турецкой армии, потому что та, по его мнению, оказывает не слишком большое давление на демократическое правительство. Вспоминается поддержка нашими правителями фашистских режимов Франко (Franco) и Салазара (Salazar).
К демократическим режимам правления Штаты всегда относились несколько иначе, субсидирование ЦРУ интеллектуалов, бюрократов, политиков и пропагандистов "свободного мира" исчисляется тысячами миллионов долларов. Когда демократическое правительство той или иной страны начинает проводить политику не устраивающую американские власти, ему не навешивают ярлык составного звена оси зла. Его просто обвиняют в пренебрежении нашей щедростью и неправильном понимании собственных интересов.
Еще большее влияние имеют слуги капитала. Центры, занимающиеся экономическими исследованиями и пропагандирующие рыночную теологию, создают свою версию универсальной религии. Раздающиеся сегодня нападки на социальную систему Западной Европы были рекомендованы в одном из документов Всемирного Банка, выступающего за приватизацию. Слуги капитала действительно иногда выступают с критикой в адрес Соединенных Штатов, однако они предпочитают не говорить о моральной и социальной стоимости американского капитализма.
Осуществление политического контроля можно проводить используя два инструмента: идеологию и капитал. Соединенные Штаты выглядят весьма привлекательно в глазах стран Восточной Европы, где бывшие коммунисты так привыкли к существованию центральной власти, требующей подчинения и подавляющей общественное инакомыслие. Но чем объяснить повиновение западных европейцев, называющих себя консерваторами и утверждающими, что они уважают культурные традиции и двусторонние обязательства, существующие между членами общества?
А, между тем, мы - американцы, которые по-прежнему верят в нашу Конституцию - задаемся следующим вопросом: смогут ли непреклонные империалисты, находящиеся сегодня у власти, отойти в сторону в случае поражения на выборах. Скандал 2000 года, произошедший во Флориде, может быть предвестником куда более страшных событий. Растущая сегодня в Соединенных Штатах волна политической оппозиции, возрождение демократами своих принципов, очевидное беспокойство некоторых истинных консерваторов из республиканской партии, говорят о том, что наша демократия по-прежнему жива.
Достанет ли европейцам самоуважения и реализма, чтобы признать, что противники империи в Соединенных Штатах и являются настоящими союзниками европейской демократии?