Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
К + Х = 5 процентов, или Генри Киссинджер спасает Михаила Ходорковского

Так ли бескорыстен Киссинджер?

К + Х = 5 процентов, или Генри Киссинджер спасает Михаила Ходорковского picture
К + Х = 5 процентов, или Генри Киссинджер спасает Михаила Ходорковского picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Путину любопытно посмотреть, как сильно американское правительство желает спасти головы и состояния новых русских, например, Михаила Ходорковского. Никогда раньше американский политик уровня Киссинджера не приезжал в Кремль в качестве платного агента российского бизнесмена. Поэтому Путин может позволить себе удовольствие понаблюдать, как легендарный воин вьетнамской войны и миротворец в ближневосточных конфликтах придет просить за Ходорковского, своего нынешнего спонсора.

Об американском политике всегда можно с уверенностью сказать, когда он по-настоящему устал и вышел в тираж.

Он едет в Россию на встречу с царем, а потом возвращается в Вашингтон, где, пройдя мимо салютующих ему морских пехотинцев, охраняющих Белый дом, докладывает, что сказал ему большой плохой русский. Так как на таких политиков обычно не тратятся государственные деньги, их расходы должны быть оплачены кем-либо еще. Иногда их оплачивают компании, строящие самолеты, иногда - производители газированной воды. Бывший сенатор Гари Харт (Gary Hart) приезжал сюда в зените своей славы, бывший президент Ричард Никсон (Richard Nixon) - на ее закате. Теперь настала очередь бывшего президента Джорджа Буша-старшего (George Bush Sr.) и бывшего государственного секретаря Генри Киссинджера (Henry Kissinger). Пока в Кремле заседал Ельцин, было не так заметно, насколько бледны кремлевские визитеры, по крайней мере, на фоне тогдашнего президента. С Путиным - совсем другое дело.

Путину вскоре предстоит нанести визит в Соединенные Штаты, и сейчас, когда на международной арене дела у американцев идут гораздо хуже, чем они могли себе представить во время последней встречи Путина с Джорджем Бушем-младшим, ему не составит труда отправить своих гостей обратно в Вашингтон с удобным и компактным ощущением, которое они не смогли бы почерпнуть из сводок американского посольства или из газеты "The Washington Post". Не будучи большим поклонником чтения, Джордж Буш-младший предпочитает получать информацию как раз в форме таких ощущений.Кроме того, Путину просто любопытно посмотреть, как сильно американское правительство желает спасти головы и состояния новых русских, например, Михаила Ходорковского. Никогда раньше американский политик уровня Киссинджера не приезжал в Кремль в качестве платного агента российского бизнесмена. Поэтому Путин может позволить себе удовольствие понаблюдать, как легендарный воин вьетнамской войны и миротворец в ближневосточных конфликтах придет просить за Ходорковского, своего нынешнего спонсора.

Так как ЮКОС далек от уровня секретности, которым обладают, например, спецслужбы, существует вероятность того, что переговоры Ходорковского с Киссинджером станут достоянием общественности. Но тогда мысль о том, что Ходорковский указывал Киссинджеру, что необходимо делать, может оказаться чьей-нибудь шуткой. В противном случае, почему российский рынок прислушивается к слухам о том, что ЮКОССибнефть участвует в переговорах с американским нефтяным гигантом, которые могут закончиться объявлением о продаже акций американской стороне? С какой стати крупнейшая нефтяная компания США рассматривает возможность такой рискованной сделки, на которую Кремль может наложить вето, и посадить в тюрьму не одного, а двоих крупнейших акционеров ЮКОСа?

То, что Киссинджер нужен Ходорковскому именно сейчас, вполне очевидно. Он хочет знать, что готова сделать администрация Буша, если он согласится продать, обменять или объединить акции ЮКОСа с той американской нефтяной компанией. То, что перспектива этой сделки привела к аресту властями партнера Ходорковского и акционера ЮКОСа Платона Лебедева, говорит о враждебном отношении Кремля к подобной сделке. Это так же говорит об относительной слабости Путина и об отсутствии у него других средств контролировать столицу своей страны.

С другой стороны, Буш тоже не выглядит сейчас слишком уж уверенным. Видя безрезультатность обращений Ходорковского к Белому дому за помощью, Кремль ужесточил свою позицию в отношении продажи таких компаний, как ЮКОС, и дал понять Ходорковскому, что тот может ожидать больших неприятностей, если вызовет недовольство Путина демонстрацией своего мнения о том, кто и на каких условиях должен владеть компанией ЮКОССибнефть. Слабость Америки также способствовала спаду проамериканских настроений в Кремле и четко показала, что проамериканская часть администрации президента, возглавляемая ее руководителем Александром Волошиным, разошлась во мнении со своим боссом и не может влиять на поступки президента или хотя бы предсказывать их. Однако вполне понятно, что если Ходорковский захочет продать ЮКОССибнефть американцам (что не осмелился сделать владелец "Сибнефти" Роман Абрамович), то тем самым он нарисует у себя на лбу большую мишень.

Однако, за что Ходорковский платит Киссинджеру, если не за лоббирование своих интересов в Белом доме? Если Буш-младший сможет убедить Путина принять Киссинджера, то Киссинджер, возможно, подумает, что он может выполнить двойную задачу. А именно - убедить Буша в том, что тот в интересах США должен будет поддержать в ходе встречи с Путиным покупку ЮКОСа американской компанией, и убедить Путина в том, что тот в интересах России должен оставить Ходорковского в покое, если продажа состоится.

С точки зрения Киссинджера, если бы он смог получить оба обещания или убедить каждого из президентов в готовности другого следовать им, то он смог бы продемонстрировать, что, в отличие от дорогих, но безрезультатных поездок Никсона, его визит в Москву принесет ему два гонорара. Американская нефтяная компания даже может предложить ему стандартные посреднические пять процентов, если Киссинджер заявит, что именно он подтолкнул двух президентов к согласию по сделке. А пять процентов от нескольких миллиардов долларов - это прибыль, а не расходы.

С другой стороны, несмотря на заверения Киссинджера, руководство американской компании должно быть в состоянии доказать, что, потратив деньги акционеров на покупку заграничных активов, они не нарушают законодательство о борьбе с отмыванием денег и иностранной коррупцией. Путин, возможно, не осмелится отправить Ходорковского под суд по тем же обвинениям, по которым сейчас находится в тюрьме Платон Лебедев. Он даже может договориться с Бушем о том, что они оба не будут вмешиваться в эту сделку. А после этого умные парни из Кремля, делая одолжение американской нефтяной компании, представят американским юристам данные, свидетельствующие о том, что сделка с Ходорковским будет противоречить американскому законодательству. Это будет равносильно вето на продажу ЮКОСа, причем, что политически выгодно Кремлю, инициатива будет исходить из Вашингтона. В конце концов, потеряет от этого только Киссинджер.