Президент Путин подготовил к государственному визиту немецкого канцлера прекрасные подарки: всего лишь подписи канцлера дожидаются в общей сложности 15 «стратегически важных проектов». Среди них - совместное развитие сети железнодорожных дорог вплоть до Кореи, утилизация в партнерстве российских атомных подводных лодок, а также организация снабжения немецкого контингента войск в Афганистане через территорию России. Тем самым, бывшая «империя зла» (Рейган - Reagan) впервые предоставляет члену НАТО свою территорию для использования в военных целях.
Не грозит ли это новым рапалльским договором, подписанным в начале двадцатых годов, когда Советский Союз начал сотрудничество с Веймарской республикой (в том числе) в области вооружений? За развитием ситуации надо постоянно следить, но многое говорит об обратном. Путин, в частности, очень целеустремленно ставит немецкого гиганта, хвастающегося своей силой, в зависимость от российской сырьевой базы чтобы в случае чего иметь возможность ставить его на место. Уже сегодня бывшая сверхдержава покрывает 31 процент потребностей немцев в природном газе и 29 процентов - в нефти.
Этот процент будет расти и дальше, если Путин и Шредер подпишут нынче очень важное соглашение о строительстве трубопровода по дну Балтийского моря. Тогда поставки сибирского газа можно было бы уже начинать в конце десятилетия, то есть именно в тот момент, когда будут исчерпаны месторождения на Северном море. Для их замены первоначально были две возможности: с одной стороны, это увеличение закупок нефти и газа у крупных американских и британских компаний. Но Это поставило бы Германию в зависимость от стратегических интересов США на Ближнем и Среднем Востоке, и еще сильнее затянуло бы бундесвер в кровавое болото, раскинувшееся между Суэцом и Кавказом. Альтернативой является путь, по которому пошли в настоящее время: континентальная Европа отстыковывается в плане энергетической политики от англо-саксов и стыкуется с Россией, которая считается в мировой политике одним из наиболее энергичных защитников международного права.
Морской вариант трубопровода через Балтийское море имеет и другое преимущество: транзитные государства больше не смогут его блокировать, как это происходит сегодня с сухопутными трубопроводами. Так, 80 процентов российского газа и по сей день поступает на Запад через Украину, то есть через страну, которая находится под сильным влиянием ястребов из НАТО. Польша, как показал иракский кризис, тоже подвержена давлению со стороны Вашингтона. Но прямые германо-российские связи ставят Берлин в зависимость от Москвы - одно другого не легче.