Если верить тому, что пишется сейчас о России практически во всех мировых средствах массовой информации, то президент Владимир Путин - изолированный, обреченный дикарь, ведущий отчаянную борьбу с силами цивилизации, превосходящими его по мощи и вооружению. Если Путин и горстка его советников - последние из могикан, то кем же являются приближающиеся "английские солдаты"? Действительно ли они являют собой цивилизованную силу, как нам говорят?
До настоящего момента руководитель ЮКОСа Михаил Ходорковский позиционировал себя в российских и иностранных СМИ в качестве представителя сил цивилизации, в которых Россия так остро нуждается. Многие члены кабинета Михаила Касьянова стоят на его стороне. Тогда странно, что этот россиянин заявляет, что в интересах своей страны он должен передать контроль над крупнейшими в России запасами нефти американской нефтяной компании.
Еще более странно то, что "ExxonMobil" должен верить Ходорковскому, когда он предлагает представителям компании посетить Касьянова с просьбой одобрить это сделку, оцениваемую в 25 миллиардов долларов. Ходорковский также заявляет, что сделка получила одобрение Путина. Однако очевидно, что с тех пор Путин поменял свое мнение. Но почему тогда представители "ExxonMobil" должны идти к Касьянову, если известно, что последнее слово принадлежит Путину?
Ответ в том, что Ходорковский и его американские советники полагают, что могут окружить Кремль и заставить Путина сдаться, если они продемонстрируют - главным образом через прессу, а также посредством бесед с такими людьми, как Генри Киссинджер (Henry Kissinger), с которым Путин встречался в Нью-Йорке - что никто не поддерживает Путина в его противостоянии с ЮКОСом. Ходорковский рассчитывает, что американцев, средств массовой информации и российских политиков, которым он выплачивает гонорары, будет достаточно для победы над Путиным. И хотя у Кремля толстые стены, солдаты ЮКОСа надеются на свою огневую мощь.
И вот на прошлой неделе Ходорковский пустил слух на российском рынке ценных бумаг, а так же предоставил газете "Financial Times" информацию о том, что до заключения сделки с "ExxonMobil" осталось совсем немного. Ставленники Ходорковского неправильно истолковали высказывания Путина в интервью, данном газете "The New York Times", и попытались представить совершенные на прошлой неделе обыски в офисе ЮКОСа как признак, что Путин уже близок к тому, чтобы сдаться.
Путин сказал ясно: "У нас есть категория людей, которые разбогатели и стали миллиардерами, как у нас говорят, в одночасье. Их государство назначило миллиардерами". Дальше последовал вывод, что дальнейшую их судьбу будет решать государство, а не средства массовой информации, с которыми, добавил Путин, олигархи поступили как с природными ресурсами - подчинили своим интересам. На вопрос о его отношении к предполагаемой сделке Ходорковского с "ExxonMobil" Путин сказал, что необходимо различать иностранные инвестиции в новые нефтяные проекты и покупку иностранными лицами контрольных пакетов акций нефтяных предприятий России. И если Путин - последний из могикан, то речь его не вписывается в этот образ, так как он говорит уверенно и категорично.
Путин напомнил Ходорковскому, что тот, как Михаил Фридман и Герман Хан из ТНК, или как Абрамович из "Сибнефти", вообще не инвестировал средства в долгосрочные работы по поиску нефти или в новые месторождения, которые находились бы за пределами районов, разработанных еще при Советском Союзе. Эта задача была оставлена международным компаниям, в то время как олигархи выплачивали себе огромные дивиденды и нагружали свои компании растущими долгами. Государство пока воздерживается от обложения налогами этого потока дивидендов. Путин знает, что ни один из министров правительства, ни премьер-министр, ни даже глава его администрации не поддержат подобного предложения, и что он не может быть абсолютно уверенным в том, что они выполнят его приказы. По крайней мере, не сейчас.
Поэтому все, что может делать Путин - это осуществлять свою политику доступными ему средствами. Если нужен прокурор или милиционер для того, чтобы проинформировать ЮКОС, "ExxonMobil" и весь остальной мир о том, что в России, как и во всем цивилизованном мире, именно власть должна определять, на каких условиях будут меняться, закладываться или продаваться национальные богатства России, то именно прокурор или милиционер донесут эту мысль.
"Мы за то, чтобы иностранный капитал входил в российскую экономику, - сказал Путин. - "ExxonMobil" работает у нас на Дальнем Востоке, в Сахалине, инвестирует огромные деньги, это уважаемая компания, и мы будем поддерживать ее деятельность.
Что касается покупки части компании "ЮКОС", то это прежде всего корпоративное дело, но, конечно, это возможная крупная очень сделка. И думаю, что будет правильно, если будут проведены предварительные консультации с Правительством Российской Федерации".
И только глупец может подумать, что когда Путин говорил о правительстве, он имел в виду Касьянова. Поэтому, когда Путин в следующий раз выступал на эту тему, он обращался специально ко всем глупцам. Президент подчеркнул, что российская газопроводная система является наследием Советского Союза, и только Россия может поддерживать ее в рабочем состоянии, в том числе и те ее участки, которые находятся за пределами страны. "Мы не будем разделять "Газпром", - сказал Путин, добавив, что у Европейской Комиссии не должно быть никаких иллюзий на этот счет. "В газовой сфере им придется иметь дело с государством", - подчеркнул президент.
То, что Путин сказал о газе, полностью относится и к нефтяной и добывающей промышленности, к ЮКОСу, "Норильскому никелю", "Русскому алюминию", к Ходорковскому, Фридману, Потанину, Дерипаске и Вексельбергу.
И это не переговоры последнего могиканина о сдаче в плен.
В общем, стыд и позор западным СМИ, таким как "Financial Times", и практически всем российским СМИ, российскому парламенту и кабинету Касьянова, за то, что Путин ведет эту борьбу за национальные ресурсы и инвестиционную политику практически без поддержки и в одиночку. На самом деле, Путин получает поддержку и советы тех, кто не настолько тщеславен или испорчен, чтобы выставлять свое имя напоказ. Ходорковский купил молчание Коммунистической партии и других участников предвыборной кампании, которые могли бы обсуждать политику использования природных ресурсов так, как она этого заслуживает. Однако Кремль знает, что народ очень негативно относится к олигархам, и что это послужит на пользу политике, проводимой Путиным последнее время. Каким бы ни был исход голосования в новую Государственную Думу, Путин станет правительством, а Ходорковский проиграет.
Поэтому Путину и его доверенному кругу нет необходимости непосредственно отвечать на развернутую Ходорковским рекламную кампанию. Кто бы ни стал сильнее после предстоящих выборов, Ходорковский не будет относиться к их числу. И как только это станет ясно, депутаты, которым ЮКОС платит деньги, отвернутся от него.