Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин начинает обхаживать мусульман

Выборы Кадырова могут стать уроком для Запада

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Владимир Путин не оставил никаких сомнений в том, что он рассчитывает справиться с ситуацией в Чечне лучше, чем Соединенные Штаты справятся с возрождением Ирака. В примечательном интервью арабскому телеканалу "Al-Jazeera", данном на прошлой неделе, Путин парировал американскую критику выборов в Чечне, назвав ее попыткой "отвлечь внимание от своих собственных ошибок в строительстве отношений с мусульманским миром".

Инаугурация нового президента - счастливое событие, если президента зовут не Ахмад Кадыров. "Утром, уходя из дома, я никогда не знаю, вернусь ли обратно", - говорит Кадыров. И его пессимизм оправдан. За несколько дней до его инаугурации российские власти задержали грузовик с оружием и боеприпасами, и арестовали шестьдесят боевиков, подозреваемых в планировании срыва мероприятия.

Российские покровители Кадырова были настолько неуверены, что о месте проведения инаугурации было объявлено лишь за 40 минут до начала церемонии. Такие предосторожности выглядят более чем уместными на фоне одного из самых ужасных конфликтов в мире, длящегося вот уже десять лет и, похоже, не имеющего решения.

Кадыров не является активным сторонником демократии. До того, как одержать победу на выборах, которые Европейский Союз, Соединенные Штаты и многие чеченцы считают "сфальсифицированными", он был назначенным Москвой руководителем республики.

Как бы то ни было, приход Кадырова к власти по результатам выборов имеет большое значение. Он демонстрирует возможную модель поведения крупным западным державам, желающим перестроить запутанную политику по отношению к мусульманскому миру, победить терроризм и при этом избежать кошмара.

Президент Владимир Путин не оставил никаких сомнений в том, что он рассчитывает справиться с ситуацией в Чечне лучше, чем Соединенные Штаты - с восстановлением Ирака. В примечательном интервью арабскому телеканалу "Al-Jazeera", данном на прошлой неделе, Путин парировал американскую критику выборов в Чечне, назвав ее попыткой "отвлечь внимание от своих собственных ошибок в выстраивании отношений с мусульманским миром".

На первый взгляд, ситуации в Чечне и Ираке разительным образом различаются между собой. Однако оба конфликта являются символами противоречий между мусульманским национализмом и западными взглядами на государственное устройство. То, что в основе воинственного отношения мусульман к Соединенным Штатам лежат преимущественно те же причины и факторы, что и в борьбе афганского народа против России в 1980-х годах, не является простым совпадением.

Выборами Кадырова Путин приступил к осуществлению планомерных акций по восстановлению позиций России как друга мусульманского мира. Он хочет восстановить тесные связи, существовавшие между Советским Союзом и арабскими странами, причем не только восстановить связи, но и создать новую политическую ситуацию.

Сработает ли это? Ведущаяся Россией война в Чечне жестока и непростительна. Мусульманские страны приберегают для Москвы самые жесткие слова, а Чечня является пристанищем для исламских боевиков со всего мира.

Тем не менее, Путин достиг значительных перемен. Организованный Москвой в марте этого года референдум показал, что значительная часть населения высказывается за оставление Чечни в составе России, что в свою очередь позволило Путину быть более щедрым. Он пообещал обсудить предоставление новому правительству республики большей экономической автономии, заняв по иронии судьбы такую же позицию, которую занимал его предшественник Борис Ельцин перед началом войны.

Для общей стратегии Путина недовольство Запада недемократическим приходом Кадырова к власти практически не имеет значения. Следует отметить, что в то время, как западные организации отказались направить своих наблюдателей на выборы, Арабская лига и Организация Исламская конференция направили своих делегатов и объявили о том, что они удовлетворены выборами.

При всем при этом Кадыров остается непредсказуемым игроком. Бывший духовный лидер, когда-то поклявшийся вести религиозную войну против Москвы, во многих частях Чечни считается предателем. Он может резко изменить свое отношение к Москве. Однако Россия, судя по всему, закрывает глаза на тихий захват его сторонниками нефтяного комплекса Чечни и создание трехтысячной вооруженной группировки для запугивания противников. Для соседей Кадырова на беспокойном Кавказе, Средней Азии и для всего арабского мира стабильность очень желательна.

Путин не более циничен, чем его предшественники советских или царских времен, крушившие мусульман на Кавказе. Однако он более сдержанно, чем американцы, относится к своим возможностям переустроить мусульманский мир. И в возобновленной борьбе России за мировое влияние этот факт является очком в его пользу.