Единственное объяснение «досрочной» отставки Александра Волошина - активизация прокуратуры по «делу «Юкоса». Одни аналитики полагают, что Волошина, поддерживавшего Михаила Ходорковского в Кремле, побудил к отставке сам Владимир Путин, возмущенный миллиардным размером экономических преступлений, инкриминируемых главе НК «Юкос». Другие утверждают, что Волошин ушел сам в знак протеста против избирательно жесткого отношения силовиков к нарушениям в «Юкосе», типичным для большинства крупнейших компаний России. Как бы там ни было, в обоих случаях поводом для отставки фактически второго лица в государстве называют арест предпринимателя Михаила Ходорковского. Все остальные размышления на этот счет - борьба части окружения президента с так называемой «Семьей», совместная работа Волошина с Березовским в рамках проекта «Автомобильный всероссийский альянс» и прочее - дополняют, но никак в корне не меняют основной причины отставки.
Какие политические последствия несет в себе отставка «железного Стальевича»?
Следствие номер один. Фрагментарное существование администрации президента заканчивается. В Кремле президента будут окружать люди примерно одного мировосприятия, скажем так, менее либеральные, чем их предшественники, но вовсе не «новые дзержинские» с маузером на ремне. «Питерские чекисты», которыми ультралиберальные родители пугают своих чад и соседей, - не более чем миф, умело созданный пиарщиками их политических оппонентов. Политическая ситуация заставит этих чиновников стать более информационно открытыми, и не исключено, что после надлежащей работы имиджмейкеров они предстанут в облике таких же милых, кристально чистых и добропорядочных парней, каким сейчас позиционируется, скажем, Михаил Ходорковский. Попробуйте вспомнить, что вы знали о Ходорковском или Абрамовиче еще пять лет назад, а они уже тогда были влиятельнейшими людьми России!
Следствие номер два. Грядет большая кадровая чистка во всех эшелонах исполнительной власти. Оставить свои посты предстоит людям, близким прежнему главе администрации. Возможно, этот процесс растянется на месяцы - до формирования нового правительства парламентским большинством, что обещал Владимир Путин. Сомнения насчет верности президенту главной центристской партии, предвыборная кампания которой режиссировалась «волошинским» крылом администрации президента, очевидно, несостоятельны. Верхушка этой партии лично предана президенту и прекрасно понимает, что пройдет в Думу нового созыва именно на симпатиях населения к ее посаженному отцу - Владимиру Путину. Региональному звену партии также нет никакой надобности вставать в оппозицию к президенту: главы субъектов РФ - люди опытные и стрелянные, и прекрасно понимают, от кого ближайшие четыре года будет зависеть их беспроблемное правление на своих территориях. Не случайно в понедельник один из представителей «Юкоса» был отозван из списка кандидатов в депутаты Госдумы от этой партии.
Следствие номер три. Может заметно поменяться состав участников регулярных встреч главы государства с представителями крупного бизнеса. Очередной отток за рубеж капиталов небольшой группы предпринимателей, построивших свои империи на приватизационных конкурсах ельцинской эпохи, неизбежен, но, в общем-то, он был приостановлен только один раз - в начале этого года.
Следствие номер четыре. Весьма вероятно, что определенные изменения претерпит конструкция политической системы. Партии, ассоциирующиеся с ельцинским либеральным путем реформ, например, СПС и «Яблоко», рискуют не пережить капитальной ломки государственных устоев. Среди причин такого развития событий можно назвать и определенный кризис праволиберальной идеологии (о чем говорят последние соцопросы - их рейтинг неуклонно падает, сегодня составляя лишь по три процента у каждой), и вероятный уход из России интересующихся политикой олигархов, чья финансовая поддержка продлевала существование этих политических структур вопреки их реальной популярности у населения. Хорошо это или плохо - каждый решает для себя сам, но, судя по наблюдаемым сегодня тенденциям, страна движется в направлении парламентской двух- или трехпартийности.
И, наконец, следствие пятое и главное. Владимир Путин неизбежно объявит новый политический курс. Последние четыре года Россия развивалась как по пути, намеченному еще Борисом Ельциным, - медленных либеральных реформ (назовем его инерционным), и под влиянием более резких нововведений президента Путина - административной реформы, ограничения «политических прав» олигархии, усиления веса и роли силовых структур. Задачи удвоения ВВП к концу десятилетия, перевода армии на контрактную основу комплектования и ее перевооружения - всего лишь несколько направлений нового политического курса, который будет объявлен после отхода от руководства страной наследников ельцинского режима и перевода развития государства на революционный путь реформ. Залогом успешного достижения любой амбициозной цели служит жесткая организация работы исполнителей. Следовательно, чем более масштабным по целям и задачам будет новый политический курс президента, тем более жесткой станет организация государственной жизни. Этому может содействовать окончание административной реформы к концу 2004 года.
Когда бы ни заявил Владимир Путин о новом курсе - в ближайшие дни, или по окончании парламентских выборов, или перед президентскими - в качестве своей предвыборной платформы, - очевидно одно: в ближайшие годы нас всех ждут большие перемены. К лучшему или худшему - каждый решает для себя сам, исходя из собственного мировоззрения, надежд и чаяний.