Подписав отставку Александра Волошина с поста главы президентской администрации, Владимир Путин обрезал пуповину, связывавшую его с эпохой правления Бориса Ельцина. Подобное решение было принято в самый разгар наиболее серьезной кризисной ситуации, сложившейся за все время правления российского президента, и в преддверии парламентских выборов.
Российская пресса начала говорить об отставке Волошина уже в самом начале недели. По сообщениям из российских газет, глава президентской администрации подал в отставку еще в субботу, сразу после объявления об аресте самого богатого человека России, главы крупнейшей нефтяной компании Михаила Ходорковского, который обвиняется в экономическом мошенничестве, отклонении от уплаты налогов и подлоге на общую сумму 1000 миллионов долларов.
По мнению российской прессы, объявление об отставке Волошина было отложено до конца недели для того, чтобы не осложнять еще больше и без того непростую ситуацию на бирже.
Создавалось впечатление, что произошедшее в понедельник серьезное падение курса акций и возмущенная реакция либерально настроенных политиков и средств массовой информации, приостановят удары Кремля по частному российскому капиталу, символом которого можно считать Ходорковского.
Все ожидали реакции Путина, однако сделанное им во вторник жесткое заявление, содержавшее отказ вступить в переговоры с предпринимателями, обеспокоенными сложившейся после ареста Ходорковского кризисной ситуацией, расставило все точки над "i".
Начиная с этого самого момента, пресса разразилась градом статей с критикой в адрес российского президента, невиданной им со дня вступления на свой пост. Путина обвиняли как в желании присвоить "ЮКОС", так и в возрождении неосталинизма и эпохи заговоров.
В этом смысле всем известный, но еще не объявленный факт отставки Волошина оказался весьма символичен.
Если до самого последнего времени Волошин воспринимался лишь как представитель того клана предпринимателей, что сумели обогатиться в эпоху правления Ельцина, то разразившийся кризис превратил его в противовес "бюрократии в погонах", которую бывший сотрудник разведки и уроженец Санкт-Петербурга привел к власти из среды тех, с кем работал в бывшем КГБ и старой имперской столице.
Как отметила предсказывающая усиление в российских верхах "авторитарных тенденций" газета "The Moscow Times": "Если президент Путин позволит Волошину уйти, то тем самым он нарушит баланс сил в Кремле".
Либеральная пресса беспрестанно повторяла, что смещение Волошина с занимаемой должности означает ужесточение политики Кремля и победу новых "соколов". Но Кремль все же решил сжечь за собой мосты и нанес в четверг решающий удар.
Вчера вечером российская прокуратура наложила арест на контрольный пакет акций компании "ЮКОС" - собственность двух иностранных компаний, зарегистрированных на Кипре и британском острове Мэн. Реакция биржи не заставила себя ждать: всего лишь за полчаса акции четвертой в мире нефтедобывающей компании "ЮКОС" упали на 14%.
Таким образом возвращение той самой тысячи миллионов долларов, предположительно похищенной Ходорковским, уже обошлось в 17000 миллионов долларов потерь на бирже.
Но, по мнению верных соратников Путина, российский президент избавляется от последних сторонников и влияния "семьи" - того самого клана политиков и предпринимателей, которые были близки с бывшим российским президентом Борисом Ельциным.
Именно "семья" со своей когортой верных олигархов помогла Путину взобраться на самую вершину власти, и именно Волошин был одним из творцов его победы на предыдущих президентских выборах и идеологом партии власти "Единая Россия".
По мнению некоторых аналитиков, проблемы, с которыми столкнулась партия перед предстоящими в декабре парламентскими выборами, и являются той самой причиной, заставившей развернуть кампанию против олигархов, где арест Ходорковского можно считать только началом борьбы.
"Экспроприация экспроприированного" с давних времен была излюбленным лозунгом коммунистов, которых видят основными соперниками "Единой России" на предстоящих выборах.
С другой стороны, если предположить, что большинство россиян действительно возмущены грабежом, в который превратилась приватизация девяностых, то нынешняя ревностная поддержка Ходорковского либеральными партиями обойдется им в некоторое количество голосов избирателей, которые отдадут их за партию Путина.
Тем не менее, многие обозреватели полагают, что этот кризис был раздут "из ничего", потому как победа Путина на мартовских президентских и его сторонников - на декабрьских парламентских выборах была практически гарантирована.
В сложившейся ситуации положение может измениться, а разразившийся кризис станет катализатором объединения оппозиционных сил, которые заручаться еще большей финансовой поддержкой тех, кого может постигнуть участь Ходорковского. Среди этих лиц можно назвать и Волошина, предпринимательское прошлое которого так же далеко не безоблачно.
А, между тем, арестованного магната уже называют возможным соперником Путина на предстоящих в будущем году президентских выборах.