У Григория Явлинского, председателя либеральной партии «Яблоко», мало надежды на своих соотечественников. Стране грозит «российский капитализм со сталинистским обликом». Сейчас «есть выбор», говорит Борис Немцов, бывший вице-премьер и нынешний председатель либерального Союза правых сил, выбор «между демократией и диктатурой».
Арест главы «ЮКОСа» Михаила Ходорковского и наложение ареста на 44 процента акций крупнейшего нефтяного концерна России стало для иностранных инвесторов из Англии, Франции и США полной неожиданностью. Полные веры в политическую стабильность они все прошедшие годы вкладывали в Россию все больше инвестиций. России впервые удалось добиться того, что приток капитала превысил объемы его бегства за рубеж. Теперь схватка за власть между Путиным и Ходорковским грозит положить конец пятилетнему экономическому буму в России. Но кое-кто все же продолжает придерживаться «Путина, приобретающего все больше диктаторские черты», и России: это немецкие компании. Получается, что они недооценивают опасность смены вех, ведущей к национализации российской экономики?
Андреа фон Кнооп (Andrea von Knoop), председатель правления Союза немецкой экономики в Российской Федерации не желает ничего знать о мрачных прогнозах. «Компании не видят повода для изменения своей инвестиционной политики», - сказала она корреспонденту газеты. Последний опрос, проведенный среди представителей немецких компаний, показал, что они намерены продолжать работать в России, как это было запланировано ранее. Никакого следа беспокойства по поводу скандала вокруг «ЮКОСа». «В конце концов, на дело можно посмотреть и с другой стороны: будут поставлены в рамки правовых стандартов и олигархи», - говорит руководитель экономического союза.
В последнее время, по словам фон Кнооп, интерес немецких компаний к российскому рынку заметно возрос. «На нем хотят теперь присутствовать представители среднего и малого бизнеса, проявлявшие прежде сдержанность». Хорошее настроение, по ее словам царит также среди немецких предпринимателей, работающих в России. «Распространено мнение, что существуют шансы, а риски стали более предсказуемыми, и что шансом следует воспользоваться сейчас».
Подобные проявления веры можно видеть только в Германии. Кто следующий, задают вопрос российские предприниматели? Они уже жалуются на то, что банки больше не дают кредиты, необходимые для финансирования сделок по импорту. Премьер-министр Касьянов тоже выразил свою «большую озабоченность» по поводу ареста, наложенного на акции «ЮКОСа».
Российский политолог Андрей Пионтковский опасается, что в будущем в экономике России будет больше администрирования, тогда как требуется диаметрально противоположное. Значительная доля экономики окажется в руках государства, куда Кремль направит лояльных к нему управленцев.
Беспокойство царит и за рубежом. Первые негативные последствия уже налицо. Французский гигант в области производства продуктов питания "Danon" перенес на неопределенное время сроки ранее планировавшегося приобретения российской компании 'Wimm-Bill-Dann". Французы хотели заплатить 900 миллионов долларов США. Заморожена на неопределенное время также покупка концернами 'Exxon Mobil" или "Chevron Texaco" пакета акций концерна «ЮкосСибнефть».
С арестом главы «ЮКОСа» в поле зрения снова оказываются просчеты правительства Путина, забытые в связи с нефтяным бумом. Так, рейтинговое агентство "Standard & Poor's" выражает недовольство в связи с «отсутствием правовой безопасности». Агентство "World Economic Forum" (WEF) на прошедшей неделе опустило рейтинг конкурентоспособности России. Индекс оценивается по трем критериям, имеющим решающее значение для экономического роста в долгосрочной перспективе: по уровню технологического развития, наличию общественных институтов и экономической ситуации в целом. Самой большой проблемой является «стагнация в сфере структурных реформ», - говорит Нина Орлова, главный эксперт «Альфа-банка». В результате России определено в рейтинге 70 место из 102, между Танзанией и Ганой.