Три года назад, на ежегодной конференции в швейцарском курортном городе Давос, собрались могущественные олигархи России. Тогда благодаря доверию со стороны Бориса Ельцина они полностью контролировали ситуацию в России. Однако сегодня Ельцина уже нет на политической арене, и никому не известно, что на уме у его наследника - Владимира Путина. «Кто он, мистер Путин?» - именно этот вопрос был неожиданно задан три года назад, в ходе форума в Давосе. После этого вопроса в аудитории установилась полная тишина. Только был слышен кашель внутри зала. Аудитория ждала. Но все молчали. И тогда стало ясно, что эта тишина и стала ответом на поставленный вопрос. Никто тогда не знал о намерениях Путина. Знаем ли мы о его намерениях сегодня?
Четыре года назад кадровый чекист Владимир Путин стал премьер-министром России и вскоре был назначен на роль наследника Ельцина. Но до сих пор Путин остается загадкой для многих. Даже после того, как он посадил в московскую тюрьму одного из самых преуспевающих российских олигархов. Узнаем ли мы когда-нибудь реального Владимира Путина? Является ли Путин человеком, чью «душу разглядел» Джордж Буш, который считает его надежным партнером в войне против терроризма? Является ли он реформатором, который сокращает налоги и проводит либеральные реформы в экономике России? Или же он остается чекистом, который, по меткому выражению Кристофера Гранвилля из банка United Financial Group «произвольно осуществляет правосудие», последним примером чего стал арест Ходорковского?
Необычная война Путина против находящегося в тюрьме Ходорковского дает ответ на этот вопрос: мир должен привыкнуть к тому, что Путина надо рассматривать в двух ипостасях. Разумный, уравновешенный собеседник за границей и жесткий человек у себя дома. Одно не исключает другое. Более важный вопрос, который волнует иностранных бизнесменов в России, состоит в том, могут ли эти два лица Владимира Путина сосуществовать без того, чтобы принести в жертву реальные экономические успехи, достигнутые после его прихода к власти.
Пока кризис вокруг «ЮКОСа» все еще продолжается, увеличивается поток вывозимого из страны капитала. Защитники Путина в правительстве и за его пределами считают опасения по поводу ареста главы «ЮКОСа» смехотворными. Министр финансов Алексей Кудрин заявил на пресс-конференции в Москве: «Один судебный случай не может отменить все положительные изменения в экономике и обществе. Это не перераспределение собственности и не кампания против олигархов». Кудрин и другие говорят, что экономические показатели страны говорят сами за себя.
В ельцинский период парламент страны был враждебно настроен по отношению к правительству, особенно во второй половине 90-х годов, когда олигархи фактически управляли страной. Однако к 2001 году Путин и его политическая партия уже контролировали парламент, и они добились положительных результатов. Правительству удалось добиться принятия парламентом нового, упрощенного налогового кодекса для физических лиц и мелких предпринимателей. Это был полный успех. Путин также инициировал принятие закона о земельной реформе, чего не мог добиться Ельцин.
Прибавьте к этому тот факт, что все это происходило на фоне относительно высоких цен на нефть и в условиях грамотных действий руководства Центробанка России, и «вы получите российский бум», говорит Кристофер Гранвилль из United Financial Group. Ежегодный рост экономики составляет 7%; объем экспорта (главным образом, нефть и газ) увеличивается, в бюджете имеется профицит, в Москве и ряде других городов растет средний класс, впервые наблюдается приток капиталов в страну (по данным Всемирного банка, в первой половине текущего года в страну ввезено около 6 млрд. долларов).
В то время как часть этих денег вливается в экономику России в виде прямых иностранных инвестиций (сделка British Petroleum с ТНК объемом в 7,7 млрд. долларов), большая часть потока денег в Россию контролируется самими россиянами. «Это наиболее четкий признак того, что ситуация здесь меняется к лучшему», - говорит Евгений Гавриленков, главный экономист российского инвестиционного банка «Тройка Диалог».
Однако в июле началась война против «ЮКОСа». И ситуация начала ухудшаться. Бизнесмены, в том числе иностранные, стали испытывать беспокойство. В 90-е года западные банкиры, которые делали огромные и легкие деньги на российском фондовом рынке, стали апологетами режима Ельцина и всего, что происходило в тот период в России. Коррупция оправдывалась тем, что на Западе, мол, тоже был исторический этап, связанный с «баронами-разбойниками». Затем наступил дефолт 1998 года, когда правительство Ельцина не смогло расплатиться по долгам, и западные банкиры покинули Россию.
Однако сейчас вновь наступило время положительных перемен на фондовом рынке, где в текущем году стоимость акций возросла на 40%, что является одним из лучших показателей в мире. И зарубежные банкиры вновь поспешили в Россию. И все лишь хотят, чтобы история с Ходорковским поскорей завершилась. В ходе встречи Путина с иностранными инвестиционными банкирами один из банкиров набрался храбрости, чтобы спросить у президента России о деле «ЮКОСа». Путин ухмыльнулся, когда ему был задан этот вопрос. Затем заверил собравшихся, что пересмотра итогов приватизации 90-х гг. не будет, и что он не собирается вести новые «вендетты» против олигархов.
Страсти поутихли, но всего на неделю. Затем правительство объявило, что несмотря на отставку Ходорковского, будет сокращен объем нефти, которую «ЮКОС» транспортирует в Литву через правительственный трубопровод. А на следующий день министр природных ресурсов России предупредил, что у «ЮКОСа» могут отозвать лицензию на разработку нефтяных месторождений. Однако на европейском саммите в Риме Путин вновь заверил, что «все будет хорошо», и что «государство не должно стремиться уничтожить компанию».
Иными словами, лицензию у «ЮКОСа» отбирать не будут. Остается, однако, непонятным, с чьей подачи российский министр природных ресурсов пригрозил лишить компанию лицензии. Между тем банкиры явно нервничают. Никто из них, конечно, не думает, что дело «ЮКОСа» может привести к повторению дефолта конца 90-х гг. Но в то же время мало кто может предсказать исход все этой истории. Однако последствия нынешнего кризиса уже очевидны. Вновь началось бегство капиталов из России.
Несмотря на то, что война Путина против олигархов пользуется популярностью в российском обществе - Ходорковский в тюрьме, а Борис Березовский и Владимир Гусинский бежали за границу, - ситуация с коррупцией в России почти не изменилась. По словам Евгения Гавриленкова из «Тройки Диалога», достаточно взглянуть на занятость в секторе малого бизнеса. «Доля этого сектора все еще составляет менее 10%, а мелкие предприниматели находятся под сильным давлением «жадных, назойливых бюрократов».
Экономисты надеялись, что с приближением парламентских и президентских выборов, на которых Путин наверняка победит, начнется второй, более радикальный этап экономических реформ. Ключевая часть этих реформ должна заключаться в том, что государство должно урезать права мелких чиновников, которые препятствуют развитию в стране малого и среднего бизнеса. Однако кризис вокруг «ЮКОСа» отодвинул на второй план проблему развития малого и среднего предпринимательства. Кристофер Гранвилль из банка United Financial Group говорит, что «теперь ожесточенная борьба идет внутри правительства». Выходцы из бывшего КГБ, которых привел в правительство Путин, ведут борьбу против экономических либералов, которых также назначил президент. Во многих случаях они фактически работают бок о бок.
Глава министерства торговли и экономического развития Герман Греф является одним из наиболее энергичных реформаторов в правительстве Путина. Однако все четыре его заместителя являются выходцами из бывшего КГБ, и в его министерстве работают немало других чекистов. Если верить Путину, правительство ведет борьбу против Ходорковского, а не против «ЮКОСа», и этот случай не является предвестником широкой кампании по пересмотру итогов приватизации. Российские и зарубежные наблюдатели гадают по поводу судьбы 40% акций «ЮКОСа», которые были заморожены правительством.
Источники в «ЮКОСе» утверждают, что контрольный пакет акций, принадлежавший банку Ходорковского «Менатеп», был передан Леониду Невзлину, который после ареста Ходорковского покинул Россию и теперь живет в Израиле. Каковы будут действия правительства, если оно решит взять под свой контроль эти акции?
Пойдет ли правительство на конфискацию этих акций, чтобы обеспечить себе контроль над четвертой крупнейшей в мире нефтяной компанией? Это было бы бедственным результатом.
Продать эти акции иностранной компании, например Exxon? Это был бы идеальный сценарий эндшпиля, хотя это и мало вероятно. Но пока решение по этому вопросу не принято, деньги продолжают утекать из России, и ситуация в экономике грозит ухудшиться. Все согласны с тем, что чем дольше длится кризис вокруг «ЮКОСа», тем более негативным становится его воздействие на экономику России. В течение четырех лет Путин показывал миру свою двуликость, однако теперь для него наступило время сделать свой выбор.