11 ноября 2003 года. Арестовав Михаила Ходорковского, Россия нырнула в глубокий политический кризис. Президент Владимир Путин, не ведая об этом, стал на путь достижения победы над нефтяным олигархом, на котором он может все выиграть или все потерять. На кону оказалась хрупкая российская демократия.
Предъявленные г-ну Ходорковскому обвинения касаются мошенничества и уклонения от уплаты налогов. Но эти обвинения столь же легковесны, сколь и тенденциозны: дело о приватизации было ранее решено к взаимному удовлетворению сторон, а г-н Ходорковский просто использовал схемы снижения налогов, которые в России являются общепринятыми.
Действительной проблемой для г-на Путина является то, что г-н Ходорковский стал слишком могущественным и независимым для той политики ограничений, которую хочет проводить президент. За годы своего пребывания во власти г-н Путин проводил четыре главных курса в политике: рыночные реформы, главенство закона, прагматичная внешняя политика и "управляемая демократия". Первые три заслужили широкое одобрение российского общества, тогда как четвертый россияне просто терпели, поскольку он нес обществу политическую стабильность. Однако теперь "управляемая демократия" угрожает всем трем реальным достижениям г-на Путина.
Г-н Ходорковский - четвертая крупная фигура бизнес элиты, которую власти выводят из игры. Государство взяло под контроль также четыре независимых телевизионных канала и в главных средствах массовой информации не допускает никакой критики г-на Путина. Под контролем Кремля оказались и основные организации по изучению общественного мнения. Регулярно наблюдается манипулирование региональными выборами, нередко путем снятия с предвыборных гонок кандидатов от оппозиции. Общий рисунок очевиден: имеет место систематическое продвижение к авторитарному правлению.
Российские олигархи, несомненно, непопулярны, и арест г-на Ходорковского, очевидно, преследовал цель улучшить перспективы г-на Путина на предстоящих парламентских и президентских выборах. И хотя россияне не любят могущественных людей, а в то же время испытывают симпатию к побежденным и мученикам, человек в тюрьме уже не смотрится сильным. Арестовав г-на Ходорковского, власти выставили напоказ свои экстралегальные полномочия таким образом, что вызвали озабоченность широкой общественности.
Прежде г-н Путин странным образом нравился большинству россиян. Балансируя между бывшими ка-гэ-бэшниками и бизнесменами, он казался независимым от обеих группировок. Но теперь он обозлил всех крупных бизнесменов, он даже отказывается встречаться с ними. Внезапно он снова стал не более чем президентом от КГБ, чем поставил под удар ту самую политическую стабильность, которую хотел гарантировать.
Г-н Путин постоянно толкует о главенстве закона, однако в своем телевизионном выступлении 27 октября он явно отдал предпочтение правоохранительным органам. Действительно, в деле Ходорковского были грубо нарушены все процессуальные нормы. Прокуроры даже не потрудились получить судебные ордера на проведение рейдов и арестов в компании "ЮКОС". Отсюда даже рядовые россияне сделали вывод, что ни их права собственности, ни сами они не защищены. Скорее всего, будут прекращены или отложены инвестиции в российскую экономику. Те, кто может вывезти из страны капитал, так и поступят. Нарастающая паника наверняка снизит сегодняшние высокие темпы экономического развития.
Последствия ареста г-на Ходорковского ощущаются также за границей. Мировая пресса регулярно критикует поведение российских властей, особенно наложение ареста на акции компании "ЮКОС", что отдает экспроприацией. Свою озабоченность в связи с этим высказывают иностранные правительства.
Одним ударом г-н Путин поставил под угрозу свои значительные достижения. Зачем ему понадобилось защищать этот арест в заявлении, которое было передано по телевидению? Зачем отказываться от встречи с российской бизнес элитой, но в то же время встречаться с иностранными инвесторами? За пару недель до ареста г-н Ходорковский сказал мне: "Не понимаю, как они могут победить, принимая во внимание, сколько ошибок они делают". Его слова кажутся пророческими.
Ситуация в Кремле напоминает весну 1996 года, когда группа бывших сотрудников КГБ во главе с личным телохранителем Бориса Ельцина, генералом Александром Коржаковым, едва не захватила власть. Тогда олигархи объединились вокруг Анатолия Чубайса, который добился отставки г-на Коржакова и его окружения. И вот снова крупные бизнесмены России объединились вокруг г-на Чубайса. Если г-н Путин желает спасти собственную шкуру, он должен действовать быстро и убрать из Кремля своих высокопоставленных помощников из числа бывших чекистов, а также и Генерального прокурора РФ.
Табу на критику г-на Путина уже утратило силу. Главные либеральные партии - "Яблоко" и Союз правых сил - вовсю нападают на него, в то время как безликие партии его сторонников хранят смущенное молчание. Они вроде бы должны стать победителями на предстоящих парламентских выборах, но, подобно г-ну Коржакову и его клике, могут быть разгромлены.
В самом деле, заставив отвернуться от себя большой бизнес и позволив уйти в отставку главе президентской администрации Александру Волошину, г-н Путин лишил себя важных выборных ресурсов. Его бывший главный политический советник даже обвинил его в использовании "сталинских методов". "Если Путину не удастся реализовать свои высокие ожидания на предстоящих парламентских выборах, под угрозой окажется и его победа на президентских выборах 14 марта следующего года".
Арестовав г-на Ходорковского, г-н Путин показал всему миру свою авторитарную природу. Он бросил перчатку гражданскому обществу России и бизнес элите. Им не остается ничего иного, как только сопротивляться, а их силу не стоит недооценивать. Борьба за российскую демократию разгорается снова.