Под угрозой свободное предпринимательство, средства массовой информации приобщены к государственной идеологии, чекисты захватывают власть, грядет воскрешение Сталина. Западная пресса, утверждающая это или нечто подобное, после ареста мультимиллиардера Ходорковского, конечно же к государственной идеологии не приобщена. И, конечно же, брюссельских бюрократов, нормирующих нашу жизнь вплоть до того, что нам устанавливают длину презерватива, с их советскими предшественниками никак не сравнишь. Одним словом, на европейско-российской встрече в верхах, проходившей в начале ноября, им было позволено читать президенту Путину без всяких на то оснований нравоучения. Политкомиссары ЕС во главе со своим президентом Проди (Prodi) объявили случай с Ходорковским внутренним делом России. Однако они тут же впали в противоречие, когда предупредили гостя, чтобы тот, решая внутренние проблемы, не забывал о директивах политбюро ЕС.
То, что Берлускони по-опереточному обнимал Путина, имеет значение только для Италии - средиземноморский вариант Ходорковского мечтает о такой же президентской системе, как и в России. В ЕС Берлускони как председателю Совета, полномочия которого рассчитаны всего на полгода, сказать нечего. Характер решений заранее задает брюссельская бюрократия, а та позаботилась о том, чтобы Путин уехал с саммита, не дав конкретных обещаний относительно очередных экономических проектов. Примером тенденциозной восточной политики ЕС является также демарш, предпринятый в день, когда проходила встреча, по отношению к Украине. Киевское правительство было подвергнуто острой критике из-за того, что одной оппозиционной партии не дали провести в Донецке свое мероприятие в рамках предвыборной кампании. Возмущение комиссаров ЕС выглядело бы убедительнее, если бы они не промолчали по поводу аналогичных действий в соседней Грузии. Там результаты парламентских выборов, состоявшихся 2-го ноября, были сфальсифицированы в пользу партии президента. Возмущенное население добилось прекращения подсчета голосов.
Почему оппозиция в Киеве может рассчитывать на поддержку ЕС, а в Тбилиси - нет, можно долго не объяснять: президент Кучма с некоторых пор выступает за урегулирование отношений с Москвой, в то время, как его коллега Шеварднадзе подал заявку на прием Грузии в НАТО. Друг Геншера (Genscher) с самого начала торпедировал всякую попытку хоть как-то укрепить постсоветский архипелаг с помощью Содружества независимых государств (СНГ) - в 1997 году Грузия к вящей радости НАТО создала конкурирующий союз ГУАМ в составе Украины, Азербайджана и Молдавии (в 1999 году к нему присоединился Узбекистан).
То, что дело с мертвой точки, что касается этого союза, не сдвинулось, что Узбекистан снова вышел из него, а Украина потеряла к нему интерес, имело под собой экономические причины. По замыслам Запада этот клуб-пятерка должен был гарантировать транзит нефти и газа из Азербайджана и других государств Каспийского бассейна. Ведущие нефтяные концерны США надеялись, что в результате можно будет отказаться от использования нефтепровода, проходящего по территории России. Москва, таким образом, оказалась бы запертой между Босфором и Кавказом. Но хитроумный план провалился. Россия сначала построила свой нефтепровод от Каспийского к Черному морю. А недавно она обеспечила себе эксклюзивное право на газ Туркмении, а за счет льготных поставок энергоносителей превратила в своего партнера задолжавшую ей немалую сумму Украину. Таким образом, продвижение семи сестер на кавказском южном фланге было остановлено.
А вот на северном, сибирском фланге, ситуация до недавнего времени выглядела лучше - и поэтому снова к истории с Ходорковским. В 1995 году этот, якобы, сам себя сделавший человек при странных обстоятельствах обеспечил себе контрольный пакет акций нефтяного гиганта «ЮКОС» После слияния с компанией «Сибнефть» весной 2003 года он добивался слияния с концернами "Shell" и "Exxon". «Вновь создаваемый транснациональный энергетический концерн во главе с Ходорковским был бы в состоянии контролировать 50 процентов поставок нефти для потребления внутри страны. Вся сибирская нефть и, возможно, сибирская экономика оказались бы вне общего контроля со стороны российского правительства», - говорится в экспертном заключении Немецкого общества по вопросам внешней политики.
Это объясняет, почему Вашингтон резко, а Берлин достаточно мягко отреагировали на удар Путина, нанесенный по олигарху. Для нефтяных компаний США «ЮКОС» до этого момента был важнейшим мостиком, ведущим в Россию, в то время, как немецкие поставщики энергоносителей, такие, как "Ruhrgas", традиционно делали ставку на государственный концерн «Газпром». Уже сегодня Германия покрывает 31 процент своих потребностей в природном газе и 29 процентов в нефти за счет поставок из России. Строительство нефтепровода через Балтийское море позволило бы увеличить объемы поставок. По этому маршруту можно было бы начать поставки сибирского газа уже в конце этого десятилетия - если будут исчерпаны запасы на Северном море.
Однако вето Брюсселя заблокировало подписание договора в Екатеринбурге, не был достигнут прогресс и на нынешнем саммите в Риме. Действия администрации ЕС сомнительны. Не надеется ли внешнеполитический комиссар Паттен (Patten), британец по национальности, что его страна после того, как будут исчерпаны запасы на месторождениях в Северном море, найдет нефть где-то еще? Не собирается ли комиссар по финансам Сольбес (Solbes) остановить добычу сибирского газа, следуя духу партнерства между Мадридом и Вашингтоном? Если проект строительства трубопровода через Балтийское море будет сорван, то Европе придется покрывать свои потребности за счет американских концернов. Это поставило бы ЕС в зависимость от стратегических интересов США на Ближнем и Среднем Востоке, и его солдаты еще глубже увязли бы в кровавом болоте между Суэцом и Гиндукушем.