На арест нефтяного магната Михаила Ходорковского немецкие инвесторы, вкладывающие свои деньги в России, отреагировали спокойно. Арест не вызвал опасений, считает Андреа фон Кнооп (Andrea von Knoop). Председатель правления Союза немецкой экономики, в который входят 450 немецких компаний, работающих в России, ожидает от происшедших событий даже какую-то пользу. Олигархов поставили в жесткие правовые рамки, заявила представительница Союза в интервью информационному агентству "Rufo".
Учитывая критическую позицию Вашингтона и Берлина, занятую ими после ареста Ходорковского, слова представительницы немецкой экономики были для российского самосознания все равно, что бальзам. И глава Кремля тут же продемонстрировал свою признательность. Спустя два дня после того, как были произнесены эти хвалебные слова, Путин наградил руководительницу Союза Орденом дружбы, это высшая награда, присуждаемая иностранцам.
В связи со своим авторитарно-централистским курсом Путин, впрочем, вызывает недоверие среди международной общественности. Поэтому президент пытается наводить мосты. Он особенно близко к сердцу принимает вопросы иностранного бизнеса в России.
Хорошие перспективы
У Союза немецкой экономики в Российской Федерации оснований для жалоб сейчас нет. Опрос, проведенный среди его членов, показал, что история с «ЮКОСом» не коснулась ни одного немецкого предпринимателя. Макс Гудброд (Max Gudbrod), заместитель председателя правления Союза, проинформировал, что никто не собирается менять свои инвестиционные планы. Наоборот, российский рынок, по его словам, остается, как и прежде, исключительно перспективным. В конце концов, если преступники в сфере экономики оказываются в тюрьме, то это позитивный сигнал. 43-летний шваб, работающий в Москве с 1995 года, не видит угрозы национализации. Российская экономика в кризисе из-за истории с «ЮКОСом» не оказалась, как это пытались предсказывать некоторые газеты. Колебания на рынке ценных бумаг часто наблюдались и в прошлые годы. А инвесторы, которые идут в Россию, были готовы рисковать с самого начала. Один из сотрудников «Немецкого банка» прокомментировал приобретение в эти дни 40-процентного пакета акций московского инвестиционного банка «Объединенная финансовая группа» следующим образом: если тебя прошибает холодный пот при каждом падении курса акций на рынке развивающейся страны, то инвестиций вообще не будет.
Переговоры прерваны
Не смутила история с «ЮКОСом», прежде всего, европейских инвесторов. Концерн "Wintershall AG" сообщил, что собирается начать буровые работы в российской части Каспийского моря. В Краснодаре, на юге России, заложен первый камень в фундамент завода по производству зерноуборочных комбайнов "Claas", объем инвестиций составит 20 миллионов евро. Концерн "Ikea", между тем, проинформировал о плане строительства второго гипермаркета под Москвой. Строительство обойдется компании в 300 миллионов долларов США. От инвестиционных проектов отказались только в двух случаях. Французский гигант в области производства продуктов питания "Danone" отложил на неопределенное время приобретение пакета акций российской компании "Will-Bill-Dann". Речь шла о пакете акций стоимостью 900 миллионов долларов США. Одновременно были, очевидно, отложены переговоры между «ЮКОСом» и двумя конкурирующими концернами "Chevron Texaco" и "Exxon Mobil" о слиянии. Это Кремлю только на руку, так как планы слияния «ЮКОСа» были особенно не по душе силовикам из президентской Администрации. Нефтяной магнат мог бы таким образом найти защиту своим политическим амбициями у американцев.
Капитал бежит
Однако было бы близоруким низводить историю с «ЮКОСом» до личности одного Ходорковского. Кремль демонстрирует свою власть. Вряд ли кто-нибудь из олигархов осмелится возражать. Путин одобрительно говорит, что бизнес становится все больше патриотичным. И олигархи понимают, о чем идет речь.
Подвести черту
Кристоф Рюль (Christoph Ruehl), главный эксперт Всемирного банка, связывает многое с тем, как отразится история с «ЮКОСом» на малых и средних предприятиях в провинции. В нефтяной и газовой промышленности заняты только два процента трудоспособного населения. Наибольший рост наблюдался у российских фирм с числом занятых от 30 до 100 человек. Критической станет ситуация, когда эти компании станут переводить свой капитал за границу вместо того, чтобы закупать на Западе товары потребления.
История с «ЮКОСом» снова выдвинула на первый план вопрос приватизации, проводившейся в девяностые годы. Эксперты едины в том, что для стабилизации ситуации в России было бы правильным подвести под темой приватизации черту.
В одной из статей англоязычной "Moscow Times" Кристоф Рюль выступил за проведение открытой дискуссии, свободной от какой-либо сенсационности. Для решения проблемы, по его словам, необходимо воспользоваться опытом других стран. Так, например, в Восточной Германии лишенные имущества нацистами и коммунистами прежние собственники получили от федерального правительства компенсацию. Российские эксперты требуют введения специального налога на нефте- и газодобывающие компании.
Рюль советует немецким предпринимателям как следует следить за ситуацией, и если у них появляется чувство, что не обеспечивается правовая безопасность, растут масштабы коррупции, то открыто заявлять об этом. Однако надежды на будущее противоречивы. Наблюдатели опасаются, что чиновники в российской провинции воспримут жесткие действия московской прокуратуры как ободрение. Остается открытым также вопрос, поддержат ли авторитарный курс Путина интеллигенция, среднее сословие в городах и представители малого и среднего бизнеса, которым уже удалось глотнуть воздуха свободы.