Характерным для нынешней зимы, имеющей для Путина особенно большое значение, является появление тепло закутанного, с волшебной палочкой кудесника, занятого поисками воды и энергии. Спустя почти четыре года после избрания Путина на пост президента, и за четыре месяца до переизбрания российское население желает вкусить плоды «управляемой демократии» и «диктатуры закона», установленной с помощью «вертикали власти» президента.
Вместо этого государственное телевидение показало в прошедшую среду, как во Владивостоке дедовскими способами ищут в промерзшей земле водоносную жилу. Местные специалисты считают, что необходимо сделать, по меньшей мере, 100 пробных скважин, чтобы восстановить таким образом снабжение водой портовой столицы на Тихом океане. Пока же во Владивостоке холодная вода бывает только один раз в два дня, и включают ее лишь на несколько часов. Между тем, все больше и больше горожан подключаются для получения воды к батареям центрального отопления.
Зима несет катастрофу не только Приморскому краю, но и практически всей Сибири, а также районам по эту сторону Урала на Крайнем Севере. Тот, кто все же думал, что, по крайней мере, в последнем ноябре первого президентского срока Путина с типичными российскими кризисными месяцами будет покончено раз и навсегда, снова видит прежнюю картину. Как и при Ельцине, в целях экономии электроэнергии приходится отключать от света то одну, то другую стороны улицы. Огромные территории в Сибири, как и в последние, плачевные годы существования СССР, полностью предоставлены самим себе.
Как обычно, северного завоза хватило только на полгода. Сколь драматическим является зимний энергетический кризис для нефтяных и газовых гигантов на этот раз, недавно стало понятным по повестке совместного заседания Совета безопасности и Государственного совета в Кремле. Речь на нем шла наряду с опасениями по поводу возможных террористических актов и антикоррупционной пропаганде также об «опасностях техногенного и природного характера для населения». Это означает ничто иное, как настоящее бедствие в плане выживания для московской власти. Руководство государства смогло обеспечить к зиме только 67,1 процентов предусмотренных объемов угля. Не лучше обстоит дело и с запасами жидкого топлива, его заготовлено 67,2 процента от плана.
Вместо планировавшихся 83,2 миллиардов рублей правительство выделило на подготовку к зиме только 59,9 миллиардов. Глава Совета безопасности Владимир Рушайло сообщил о своих впечатлениях, что касается ситуации в семи федеральных округах. Министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу изложил свой анализ положения дел. Рушайло считает, что в Сибири в замерзших квартирах снова придется зимовать целым группам населения, так как коммунальные службы в очередной раз сделали не все, что положено перед наступлением зимнего периода. В пермском промышленном регионе под угрозой замораживания оказались крупные предприятия. Бесхозяйственность и громадная нехватка материалов привели теперь к ужасной ситуации.
Между тем, уже очевидно, что мобильные отряды правительства, направляемые в регионы, лишь устраняют прорехи. Государственный строительный комитет, например, пришел к выводу, что на Сахалине выжить в эту зиму можно только с использованием подручных средств. Уже сейчас без отопления стоят 200 домов. Регионам от Камчатки, Ульяновска и до Калининграда при больших минусовых температурах не хватает в достаточной мере энергоносителей и надежного оборудования.
Пережить зиму будет к тому же затруднительно по той причине, что коммунальные службы и государственные учреждения в самом Владивостоке и вокруг него сделали после засухи нынешнего года недостаточные запасы воды. Осадки, необходимые для пополнения запасов, метеорологи ожидают не раньше следующего лета. Об опреснении морской воды по-настоящему никто никогда не задумывался.
В России умеют бороться только с мелкими воришками воды. Чтобы предотвратить подключение к батареям центрального отопления, заполненных водой, были созданы специальные комиссии. Теперь милиция должна контролировать в жилых домах и на предприятиях систему центрального отопления, а также отыскивать преступных элементов. Потом людям приходится платить самочинно введенные властями штрафы.