Евгений Ясин - бывший министр экономики Российской Федерации
Существует поговорка: "чем ближе знаешь, тем меньше почитаешь". Так же говорят, что успех порождает самодовольство. К сожалению, похоже, что и первое и второе можно отнести к России, власти которой решили использовать первый с момента распада Советского Союза длительный период экономического роста, отмеченный профицитом бюджета и прекращением бегства капитала из страны, для возобновления войны с олигархами.
Оптимисты, будьте осторожны: арест Михаила Ходорковского и принадлежащих ему акций ЮКОСа сильно ударит по российской экономике, и долгое время будет влиять на взаимоотношения между бизнесом и правительством. Сложная ситуация, сложившаяся вокруг ЮКОСа, не вызовет остановки российской экономики, так как судьба страны не определяется одной отдельной компанией. Однако долгосрочные перспективы становятся менее радужными.
Все дело в доверии, которое в последние годы начало устанавливаться между бизнес-сообществом и властями. Разрушение этого хрупкого доверия подорвет основы экономического роста России.
"Операция 'Чистые руки'" - так некоторые называют дело прокуратуры против Ходорковского и его компаньонов - не повысит собираемость налогов, а только подстегнет рост теневой экономики, так как бизнесмены будут пытаться еще надежнее укрыть свои дела от государства.
Я полагаю, что возобновится бегство капиталов из страны. Также вероятно и сокращение деловой активности, наряду с закрытием долгосрочных инвестиционных проектов. Темпы экономического роста неизбежно снизятся. Независимые российские эксперты единогласно разделяют эти мрачные прогнозы. Другое мнение имеют только связанные с режимом лица.
Если приток инвестиций прекратится, то Путину не удастся удвоить валовый внутренний продукт в ближайшие десять лет, как он обещал. Дело ЮКОСа негативно отразится на экономическом росте, так как арест Ходорковского и его акций нанесет сокрушительный удар по доверию бизнеса к власти.
Нынешняя ситуация значительно изменилась по сравнению с диким капитализмом 1990-х годов, когда бизнесмены по меньшей мере равнодушно относились к проблемам друг друга. Сегодня бизнес-сообщество практически единогласно дает негативную оценку преследованию Ходорковского.
Растущие призывы российских чиновников бороться с экономическими преступлениями воспринимаются деловыми кругами как насмешка над законодательством и как угроза того, что прокуроры хотят получить свою долю богатств России. От улучшенного имиджа правовой системы России не осталось и следа.
Сегодня бизнес-сообщество понимает, что генеральная прокуратура может придраться к любому из них по любому поводу. Если прокуроры так поступают с крупным бизнесом, то на что остается надеяться среднему и мелкому бизнесу? Неудивительно, что владельцы компаний всех размеров формируют единый фронт для защиты своих интересов.
Тем временем президент Путин постоянно отказывается обсуждать с деловым сообществом действия правоохранительных органов в отношении ЮКОСа. Его молчание указывает на его согласие с действиями прокуратуры.
Однако если президент отказывается публично отвечать за правомерность действий правоохранительных органов, то кто это сделает вместо него? Одна из крупнейших ошибок Путина заключается в том, что он позволил правоохранительным органам оценивать свои собственные действия. И конечно, они неизменно заявляют, что действуют правильно и законно.
Итак, позиция президента ясна и менять ее он не собирается. Получается, на события могут повлиять только бизнесмены: замедление экономического роста, сопровождаемое бегством капиталов, может стать последней надеждой на отказ прокуроров от выбранного ими курса.
Однако я не вижу особых поводов для оптимизма. Наоборот, арест Ходорковского только возбудил аппетит прокуроров. Проглотив ЮКОС, они захотят съесть кого-нибудь еще. Стоит ли сомневаться в том, что поиски новой жертвы будут активизированы?