Грузия, возможно, является небольшой страной, однако благодаря своему географическому положению она имеет важное стратегическое значение. Многие наблюдатели считают, что эта республика является своеобразным мостом, связывающим Европу с Азией, а Россию с Черным морем и Ближним Востоком. Стратегически важная роль Грузии усилится также благодаря строительству нефтепровода Баку-Джейхан, который призван положить конец зависимости Азербайджана и Центральной Азии от российских энергоресурсов.
Однако для США стратегическое значение Грузии не ограничивается лишь указанными обстоятельствами, хотя они и имеют большое значение. Прежде всего, Грузия, как и соседний Азербайджан, является главным связующим звеном, обеспечивающим тыловую поддержку в войне с терроризмом, которую ведут наши войска, размещенные на базах в Центральной Азии. Если в результате перманентной нестабильности Грузия распадется - этот сценарий, действительно, возможен, - то наши военные позиции в Центральной Азии могут быть подорваны. Поэтому США должны быть в большой степени заинтересованы в сохранении стабильности в Грузии.
Кроме того, ввиду того, что Грузия оказывает поддержку США, эта республика стала мишенью для атак «Аль-Каиды» и других террористических организаций, которые ранее в этом году планировали совершение диверсий на трубопроводе Баку-Джейхан. Функционирование этого трубопровода имеет жизненно важное значение для Азербайджана и Грузии, поэтому обе эти страны, равно, как и США, заинтересованы в обеспечении надежной защиты этой магистрали от возможных нападений. Близость Грузии к Чечне и уязвимость, которая является неизбежным следствием любого периода длительной нестабильности, еще более провоцирует врагов Америки и Грузии на организацию терактов в отношении трубопровода.
Несмотря на то, что Эдуард Шеварднадзе имел положительную репутацию на международной арене, Грузия в период его президентства превратилась в страну, которая терпит банкротство: коррупция приобрела огромный размах, растут преступность и этнический сепаратизм, а неэффективное правительство Грузии вообще не контролирует обстановку в стране. Шеварднадзе пытался сфальсифицировать состоявшиеся 2 ноября парламентские выборы и заигрывал с сепаратистами, кроме того, он запугивал своих оппонентов угрозой сепаратизма, а также тем, что российские войска окажут поддержку его коррумпированному правительству. Все это могло бы привести к гражданской войне в Грузии. И в ходе кризиса администрация США, которая все больше разочаровывалась в режиме Шеварднадзе, дала ясно понять, что она выступает против этих маневров руководства Грузии, что, конечно, воодушевило грузинскую оппозицию.
Мощные и дисциплинированные действия оппозиции, которая позже свергла Шеварднадзе, стали возможны благодаря тому, что оппозиционные лидеры изучили опыт сербского народного движения, которое свергло режим Милошевича в 2000 году, после того, как власти Сербии попытались сфальсифицировать итоги выборов. Таким образом, США получили возможность способствовать развитию демократии, которая была установлена в Грузии мирным путем, а также использовать это опыт в качестве примера для других стран СНГ. Такое содействие демократии является существенным по той причине, что каждое правительство в этом регионе, включая Россию, крайне страдает от дефицита демократии.
Хотя степень этого дефицита не во всех странах СНГ одинакова, тем не менее, нет сомнения в том, что такой дефицит существует. Также нет никаких сомнений в том, что дефицит демократии усиливает опасность того, что оппозиция для прихода к власти будет использовать силовые методы и насилие, и это сыграет на руку террористам и их союзникам. В то же время нестабильность в странах СНГ облегчает усилия Москвы по восстановлению своих имперских позиций на постсоветском пространстве, и, таким образом, способствует нынешним усилиям России по подрыву демократических завоеваний, которые были достигнуты в течение последних двух десятилетий.
И речь не только о том, что Россия, по выражению президента Владимира Путина, выступает против «экспорта демократии». Мы видим, как Россия использует представителей организованной преступности и масштабную коррупцию такого рода режимов, чтобы укрепить свои экономические и политические позиции в Грузии и других странах СНГ. Мы также видим попытку Москвы разместить в этих странах на постоянной основе свои военные базы, что нередко противоречит обязательствам, которые Россия взяла на себя в соответствии с международными соглашениями. Россия предпринимает попытки монополизировать поставки энергоресурсов в Грузию и другие страны СНГ, а также использует в своих интересах этнические конфликты в регионе с целью поддержки «пояса подвластных режимов» у своих границ. Эти действия позволяют Москве угрожать Грузии тем, что ее мятежные автономии, такие как Абхазия и Южная Осетия, могут выйти из ее состава.
Таким образом, победа мирного демократического движения в Грузии никак не отвечает интересам Москвы. Но эта победа, конечно, выгодна Грузии и Америке. Москва однозначно предпочитает иметь в Грузии слабый режим, который будет вынужден обратиться к ней за поддержкой. Это позволило бы России и далее использовать в своих интересах экономическую слабость Грузии и этнические конфликты, добившись таким образом ослабления позиций США в регионе. Эта победа демократии в Грузии невыгодна также другим диктаторам СНГ или потенциальным сторонникам «жесткой руки», которые в свержении Шеварднадзе могут усмотреть предзнаменование собственного падения.
После событий в Грузии администрация Буша должна призвать других руководителей региона проводить более демократическую политику. Очевидно то, что попытка России защищать свои жизненные интересы в Грузии и в других странах СНГ приводит к тому, что эти страны оказываются в состоянии стагнации и неоколониальной отсталости.
В то же время революция в Грузии предоставляет Америке уникальную возможность способствовать развитию демократии в других странах СНГ. Пока исход этой революции не совсем ясен и она сталкивается с трудностями, но, тем не менее, первые шаги Вашингтона были мастерски просчитаны. Теперь администрация США и новое правительство Грузии должны воспользоваться этим шансом, чтобы способствовать стабилизации жизненно важного региона и предотвращению угрозы войны и терроризма.
* Стивен Бланк - профессор военного Института Стратегических Исследований (США) (Strategic Studies Institute)