16 декабря 2003 года. Подавляющая победа на состоявшихся на прошлой неделе парламентских выборах партии "Единая Россия" президента Владимира Путина дала ему возможность консолидировать контроль над постсоветской лжедемократией его страны. Но утверждение г-на Путина, что мандат избирателей приблизил истинную демократию, является лицемерным. Эти выборы, которые фактически обеспечили Кремлю контроль над думой (нижней палатой российского парламента), осуждены иностранными наблюдателями как глубоко нечестные. Они представляют собой потенциально зловещее сползание к авторитарному правлению.
И все-таки это не сползание обратно к правлению в советском стиле. В самом деле, на этих выборах главными проигравшими - наряду с прозападными либеральными реформаторами - оказались коммунисты, чья партия теперь постепенно уходит в политическое небытие.
Г-н Путин, возможно, движется к все более централизованному авторитарному правлению у себя в стране, сочетающемуся с активной поддержкой рыночной экономики и с большей уверенностью в себе на мировой арене.
Для России, которая вот уже более десятилетия страдает от экономической и социальной энтропии, выдаваемой за демократию, это, быть может, и не такой уж плохой путь, если только г-н Путин не станет злоупотреблять властью во внутренней политике - что всегда является соблазном для российских правителей - и не будет зарываться на мировой арене.
Эти выборы гарантировали г-ну Путину думу, которая станет проштамповывать любую предложенную им законодательную инициативу. Еще более тревожным является то обстоятельство, что "Единая Россия" получит думское большинство в две трети, которое позволит ей - при поддержке ксенофобной ультра-националистической партии "либеральных демократов" Владимира Жириновского - изменять Конституцию РФ.
Путинские более рьяные помощники давно уже толкуют о его желании повернуть Россию в направлении "управляемой демократии", словосочетание, которое, как опасаются критики, является эвфемизмом диктатуры. И все же г-н Путин знает россиян и играет на их подспудном желании, чтобы ими правила сильная личность, готовая навести крайне необходимый порядок в их запутанном эксперименте с самоуправлением. Страх перед исламским терроризмом чеченских сепаратистов также играет на руку г-ну Путину.
Если г-н Путин будет придерживаться своей повестки рыночных реформ и более упорядоченных правительственных институтов, не прибегая к злоупотреблению властью, тогда "управляемая демократия" вполне может и не превратиться в свой одиозный эвфемизм. Тем не менее, друзьям России за рубежом необходимо пристально следить за ее прогрессом.