Вашингтон, 18 декабря 2003 года. Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) поставил распространение демократии во главу угла своей внешней политики. Если только это не заводит его туда, куда он идти не хочет.
Тайвань, к примеру. Девятого декабря г-н Буш призвал Тайвань отказаться от проведения в марте будущего года референдума, в котором Китай усматривает опасный шаг к независимости этого острова. Критики президента США увидели в этом отход от строительства демократии на Тайване.
Россия предлагает другой пример. Администрация США выразила лишь слабую озабоченность по поводу того, что парламентские выборы в России были украдены союзниками президента Владимира Путина, с которым г-н Буш установил тесные дружеские отношения, особенно на почве борьбы против терроризма. Наблюдатели из правозащитных организаций на Западе заявили, что результаты выборов были сфальсифицированы в пользу пропутинской партии.
В Азербайджане министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) поздравил товарища по борьбе с терроризмом Ильхама Алиева с победой на президентских выборах в октябре - несмотря на то, что сотни демонстрантов были арестованы на улицах после выборов, которые, по свидетельству иностранных наблюдателей, были замараны мошенничеством. "Соединенные Штаты поддерживают хорошие отношения с этой страной. Мы их ценим", - сказал г-н Рамсфельд, обойдя вопрос о том, отвечали ли выборы международным нормам для свободных и честных выборов.
Г-н Буш столкнулся с дилеммой, с которой рано или поздно приходилось иметь дело всем американским президентам.
"Я считаю важным, что мы здесь (в Америке) имеем путеводную звезду демократии. Но нельзя становиться ее заложником", - считает Сэнди Бергер (Sandy Berger), советник по национальной безопасности в администрации Клинтона (Clinton). - Внешняя политика - всегда процесс взаимных уступок, поиска нужного баланса между фундаментальными принципами".
В своем выступлении по внешней политике 6 ноября г-н Буш заявил, что Соединенные Штаты привержены делу распространения демократии на Ближнем Востоке. Успех демократического правительства в Ираке, сказал он, донесет до всего региона, от Дамаска до Тегерана новость, что свобода может стать будущим для любой нации".
Поначалу создание демократических государств в сердце исламского мира не было целью г-на Буша. Фактически, оно отдавало "строительством нации", против которого он протестовал. Но эта политика была опробована в Афганистане и набрала силу после того, как первое обоснование для вторжения в Ирак - угроза от оружия массового поражения (ОМП) - дальше уже нельзя было использовать.
Приверженность г-на Буша демократии не помешала его администрации поддерживать тесные рабочие отношения с Египтом, Саудовской Аравией и странами Персидского залива, которые президент причислил к числу недостаточно демократичных.
Защитники политики администрации США утверждают, что для таких отношений имеются серьезные причины.
В Саудовской Аравии, если падет режим династии Саудов (House of Saud), страна может оказаться под властью реакционных исламистов того самого сорта, который нравится лидеру террористической сети Усаме бен Ладену (Osama bin Laden).
В Ираке проблема насаждения демократии - в идеальном для г-на Буша случае перед назначенными на следующий год президентскими выборами - усложняется вероятностью того, что в любых национальных выборах победу одержат мусульмане-шииты. И тогда встает перспектива превращения Ирака в религиозное государство по типу Ирана.
Г-н Буш продолжает заигрывать с государствами, где демократия является сомнительной, в лучшем случае - хрупкой. Один из его надежных партнеров - президент Пакистана генерал Первез Мушарраф (Pervez Musharraf), который захватил власть в результате государственного переворота в 1999 году.
"Мы имеем президента, который выступает за моральную чистоту и идейность и делает все, чтобы нравиться своим избирателям. У него крепкие убеждения. Но он также и высоко прагматичный политик", - сказал о г-не Буше Фред Гринштейн (Fred Greenstein), исследователь из Принстонского университета.
Если в начале своей президентской карьеры г-н Буш заявлял, что в случае вторжения Китая на Тайвань применение военной силы "безусловно, является одной из опций", то сегодня он нуждается в помощи Китая в урегулировании противостояния с Северной Кореей из-за ее программы создания ядерного оружия. Меньше всего ему нужна военная конфронтация в регионе, где американские вооруженные силы так сильно растянуты из-за войны в Ираке.
Курт Кэмпбелл (Kurt Campbell) из Центра стратегических и международных исследований считает, что г-н Буш "сам создал себе проблему, обнадежив Тайвань множеством высокопарных заверений. А теперь он ударил по ним кувалдой. Фактически, это нанесло вред демократическому процессу, который мы стремимся поддерживать".
Но г-н Бергер с этим не согласен. Он заявил, что г-н Буш поступил правильно, послав сигнал, что поддержка Соединенными Штатами Тайваня не является безусловной. "Прежде всего, мы были обязаны предотвратить реальный кризис, который, по моему мнению, был вполне возможен", - сказал г-н Бергер.