Стремление бегать по магазинам так, словно завтра наступит конец света, будет не настолько уж и непривлекательным пристрастием, если часть растрачиваемых нами денег мы отдадим тем, кто вообще ничего не в состоянии себе купить.
"Ненасытные покупатели возвращаются вновь и вновь" - провозглашали газеты, говоря о росте такого явления как шоппинг, продолжившемся в Соединенных Штатах и в начале года 2004 года. Следом за покупкой вороха всевозможных подарков к Рождеству пришло время поддаться на искушающую рекламу всевозможных скидок и специальных предложений и вновь отправиться тратить деньги.
А почему бы и нет? Американская экономика постепенно активизируется, на биржах всего мира отмечен рост, брокеры и банкиры вновь получают крупную прибыль за свое ловкое обращение с чужими капиталами, а компании, выпускающие кредитные карточки, каждую неделю предлагают нам свою новую продукцию. Пить, есть и быть счастливым. И при этом не забывать держать локти свободными, чтобы в случае необходимости проложить себе дорогу. В самый разгар этого потребительского сезона некоторые покупатели оказались затоптанными во время лихорадочного забега по магазинам.
Праздник портит лишь одно но . . . Именно так я бы охарактеризовал внимание, которое было уделено документу, опубликованному Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) за неделю до Рождества. Речь идет о специальном докладе этого важнейшего подразделения ООН, и содержащаяся в нем информация обращена ко всем нам. Но, разумеется, все изложенное в упомянутом документе было просто проигнорировано прессой, одержимой такими новостями, как премьеры фантастических фильмов, очередная эпидемия коровьего бешенства и соперничество между демократами, претендующими на президентское кресло. Всего лишь нескольким новостным агентствам и изданиям - Reuters, "Christian Science Monitor" - достало порядочности уделить внимание этому документу.
В действительности в документе ВОЗ содержится повергающая в ужас информация о том, что уровень жизни в самых нищих странах планеты с каждым годом становится все ниже. Вполне справедливо, что продолжительность жизни тех людей, которым посчастливилось родиться в наиболее развитых странах, растет с каждым годом: в настоящее время француженки в среднем живут 83,5 года, в то время как продолжительность жизни мужской половины населения Австралии составляет 77,9 лет. Также справедливо, что продолжительность жизни растет и в некоторых густо населенных странах, таких как Китай, Бразилия, Египет. Иными словами, не вся информация, содержащаяся в докладе ВОЗ, печальна и это несмотря на то, что появляется все больше стран, в которых средний возраст жителей становится с каждым годом все выше, что, в свою очередь, порождает иные проблемы. Как бы то ни было, гораздо лучше быть старым и богатым, чем молодым, больным и бедным.
Достаточно проанализировать часть статистических данных, представленных в ежегодном докладе ВОЗ. (Кстати, почему бы затем не прикрепить ее к дверце своего холодильника?). Сегодня в 14 африканских странах показатель детской смертности выше, чем в 1990 году. В Сьерра-Леоне из тысячи детей более 300 умирают, так и не дожив до пяти лет.
Публикуя доклад ВОЗ, Reuters резюмирует содержащиеся в нем сведения следующей лаконичной фразой: "Девочка, рожденная сегодня в Японии, может прожить 85 лет, в то время как ее сверстница из Сьерра-Леоне вряд ли доживет до 36 лет". Если подобные ужасающие сведения не заставят нас подавиться, значит, мы больше не осознаем, что все мы люди, и нами были утрачены последние крохи порядочности.
Каким образом можно исправить сложившееся практически непристойное положение? Я занимаюсь поисками решения проблемы глобального обнищания не только во время рождественской потребительской лихорадки, а на протяжении вот уже нескольких десятилетий, постоянно обращаясь к Новому Завету, священным текстам других религий и сочинениям гуманистов, предлагающим нам выход. Более всего, из прочитанного меня поражают - порой довольно противоречивые - послания Христа. С одной стороны он говорит, что из-за мимолетности нашего пребывания в этом мире истинно нелегкое существование ожидает лишь богатых, потому как Авраам примет в лоно свое всех нищих и голодных. А богатым так же трудно попасть на небо как пресловутому верблюду пролезть сквозь игольное ушко. Лазарь получает вознаграждение, а жадный богач, в дверь которого Лазарь постучался, отправляется в ад. Что может быть лучше этого примера для решения нашей проблемы? В действительности, нам, возможно, стоит завидовать нищим.
Тем не менее, в проповедях Христа содержатся и другие более важные, настойчиво доносимые им мысли, например, заповеди блаженства и рассказ о добром самаритянине. Спаситель настоятельно призывает нас помогать обездоленным и беззащитным (которых на сегодняшний день на африканском континенте, опустошенном эпидемией СПИДа, насчитывается десятки миллионов), освобождать невинно осужденных и заключенных, и - самое главное - помогать тем, кто живет в нищете.
Для некоторых из нас это может означать добровольное участие в оказании помощи страдающим. А большинство из нас, подобно доброму самаритянину, должно поглубже заглянуть в свой кошелек. Само по себе перечисление денег не сможет разрешить катастрофического положения, в котором из-за неудачного правления и нарушения прав человека оказались бедствующие страны, но видит Господь, без материальной помощи эти опустошенные зоны не смогут создать никакой инфраструктуры, никакой образовательной и здравоохранительной системы. Говорить миллионам умирающих от голода эфиопов о верховенстве закона и не предоставлять им при этом никакой помощи - это не более чем ханжество.
Итак, я обращаюсь ко всем тем, кто в последнее время безудержно тратил деньги: почему бы нам не смягчить угрызения совести, "урезав" на десятину собственные затраты?
В эпоху феодализма десятиной называли выплату 10% собранного урожая за использование земли или сборы, проводимые средневековой церковью, но этот принцип выплат можно приспособить и к современному обществу. Если кто-нибудь покупает себе новый телевизор с гигантским экраном за 800 долларов, он может отправить 80 долларов в помощь бедствующим; для потратившего 50 долларов на бутылку хорошего вина "десятина" будет составлять 5 долларов и т.д. Каждый из нас волен выбрать ту организацию, которая в его представлении, лучше всего справляется с задачей помощи населению самых бедных регионов. Кроме того, не стоит забывать, что такая организация, как UNICEF, в первую очередь зависит от частных пожертвований.
А почему бы и нет? Если кто-то может позволить себе такую роскошь, как покупка новой видеокамеры, вероятнее всего, он сможет еще немного покопаться в кармане и сделать свой вклад в уменьшение глобальной нищеты. Подобное решение может оказаться гораздо лучше, чем решение начать новый год с диеты по Аткинсону (Atkins). Эта "десятина" - по крайней мере, для тех, кто живет в Соединенных Штатах - может быть вычтена из суммы выплачиваемых налогов. И, может статься, выходя в очередной тур по магазинам, мы ощутим, что наши отношения с этим миром стали немного лучше.