"У Владимира Путина есть одна проблема". То, о чем хотел сказать при условии полной анонимности дипломат из российского Министерства иностранных дел, касается имиджа президента страны. "Сила Путина мешает его переизбранию 14-го марта". Парадоксальным это кажется только на первый взгляд. Излишне высокая популярность кандидата имеет следствием низкий, если не сказать слишком низкий уровень участия в выборах также и в Москве. В 2003 году на губернаторских выборах в родном городе Путина Санкт-Петербурге политическое преимущество фаворитки Кремля Валентины Матвиенко было таким громадным, что голосовать пришли менее 30 процентов граждан.
Но на президентских выборах в первом туре необходимо набрать, по меньшей мере, 50 процентов голосов плюс один голос. Соответственно обеспокоены помощники Путина. Не из-за боязни, что самодержец не будет переизбран на второй срок, их тревожит формальная сторона дела. Опасно большое количество граждан не пришло голосовать уже во время выборов в Думу, так как партия власти Путина и без того имела солидное большинство. Только после закрытия избирательных участков пришло спасительное известие о том, что в выборах приняли участие 55,57 процента избирателей.
Для Кремля признание выборов президента несостоявшимися из-за недостаточной явки избирателей является кошмарным вариантом. Буквально только что все без исключения аппаратчики утверждали, что демократия в России, быть может, и не такая, как на Западе, но она все же существует. Леность народа, что касается выборов, похоронила бы претензии на демократию. Время вынуждает принимать контрмеры. Если 7-го февраля, после объявления всех официально зарегистрированных кандидатов, окажется, что хоть в какой-то мере сносного по напряженности финала выборов не предвидится, в Кремле будет введена высшая степень боеготовности. До смешного слабые соперники не гарантируют минимальный уровень участия в выборах избирателей.
Но кто может тягаться с человеком, отстаивающим свой титул? Путинская вертикаль власти настолько стабильна, что все политические тяжеловесы боятся с ним соперничать. Остается, наряду с шуточными персонажами, такими, как поп-дуэт "Тату" или Масяня из мультипликационного фильма, пестрый сброд из сорта падалицы. Бывший председатель Думы Иван Рыбкин, например, считается крепким человеком. При этом любой россиянин знает, что бывший контрабандист садовой мебели служит в качестве подставного лица бежавшему олигарху Борису Березовскому. 57-летний Рыбкин последовательно внес в список своего будущего кабинета четырех миллиардеров. Как раз таких властных отношений не желают видеть девять из десяти избирателей.
Другой кандидат на пост президента, будучи первым новым русским, повесившим люстру в гараже, однажды уже валял дурака. "Фармакологический крестный отец" Владимир Брынцалов (ему 57 лет) делает сегодня ставку на своего рода социализм. Когда он баллотировался на занятие президентской резиденции в первый раз, ему удалось собрать 0,2 процента голосов всех избирателей. Нет никаких перспектив и у единственной представительницы из стана либеральных реформаторов Ирины Хакамады. 48-летняя эксперт в области экономики уже потеряла свой думский мандат и борется всего лишь за честь демократов. Профессор Сергей Глазьев (ему 43 года) получил в очередной раз, еще перед регистрацией, удар со стороны Центральной избирательной комиссии. После своих заявлений, как в поддержку, так и против политики Путина основатель партии "Родина" подумывает теперь об отказе. Типичным представителем лиги кандидатов является также Анзори Аксентьев-Кикалишвили. Он родился в 1948 году в Москве, прошлое туманное, сфальсифицированные списки избирателей, менее одного процента голосов на прежних выборах - ничего серьезного.
Тем временем, как обычно, начинают проявлять себя особенности российских выборов. При обычной покупке голосов в поддержку Путина платят меньше, в пересчете - три цента. Но поскольку собрать, как того требует избирательная комиссия, не меньше двух миллионов подписей в поддержку одного кандидата в 40 субъектах федерации, сразу невозможно, многие граждане надеются на доллары. Тем не менее, отряд соперников Путина может, в конечном счете, оказаться, как предполагается, в составе двух номинальных кандидатов. Один из них - Олег Малышкин - выдвиженец правого радикала Владимира Жириновского. Свой авторитет мастера спорта СССР по боксу Малышкин (ему 52 года) подтвердил во время драки в телевизионной студии. Другой - Николай Харитонов - позиционирует себя левее Путина. Гвоздем предвыборной кампании 55-летнего коммуниста является предложение о возвращении памятника Дзержинскому на Лубянку перед ФСБ, где прежде Харитонов служил.
Между тем, кое-что говорит в пользу того, что помощники Путина, помня о нужном уровне участия избирателей в выборах, могут своими собственными силами придать этим двум кандидатам видимость опасных конкурентов. "Конечно, наш президент, тем самым, потеряет в глазах международного сообщества", - недовольно говорит один из его ведущих дипломатов. Но с другой стороны, глава Кремля создал, мол, себе проблему сам. "Кто раньше времени избавляется от всех своих первоклассных противников, тот, в конечном счете, вынужден бороться с людьми, представляющими собой пустое место, или с самим собой".