27 февраля 2004 года. Два совершенных на прошлой неделе убийства, одно в Швейцарии и одно в Катаре, имеют настораживающее касательство к России. В Швейцарии, в своем доме в Цюрихе был зарезан ножом авиадиспетчер, чья ошибка 2 года назад привела к столкновению самолетов в воздухе, в результате чего погибли около 60 российских школьников. В Катаре подложенной в автомобиль бомбой был взорван один из лидеров чеченских повстанцев.
Вчера в Катаре были арестованы по обвинению в убийстве Зелимхана Яндарбиева два офицера российской разведки. Швейцарская полиция тоже арестовала иностранца, подозреваемого в убийстве авиадиспетчера. Должно вызывать озабоченность то обстоятельство, что Яндарбиев был ликвидирован по приказу Москвы. Чиновники Министерства иностранных дел России чуть ли не прямо заявляли, что Катар предоставляет убежище чеченскому лидеру, числящемуся в списке разыскиваемых преступников. Швейцарская полиция подозревает, что их убийство, возможно, является частным актом мести, совершенным по заказу одного из скорбящих российских родственников. Представляется, однако, что эти преступления связаны с предположением, что совершенно законно направлять киллеров за рубеж для сведения политических или личных счетов.
В годы "холодной войны" кремлевские опергруппы ликвидаторов расправлялись со всевозможными оппонентами за рубежом, от жестокого убийства в Мексике Льва Троцкого, который в свое время являлся одним из большевистских лидеров, до отравления в Лондоне болгарского диссидента, который работал диктором.
Предполагалось, что новая Россия откажется от такого официального терроризма. То, что она этого не сделала, должно стать причиной глубокой озабоченности мирового сообщества. Убийство в Катаре особенно тревожно, поскольку, если, как представляется вероятным, оно было совершено по приказу Москвы, то оно нарушает суверенитет дружественного государства в регионе, где Россия изо всех сил пытается снова наладить связи.
Некоторые могут задуматься, а не является ли эта новая агрессивная политика индикатором стиля почти гарантированного второго срока пребывания Владимира Путина на посту президента. Ликвидация Яндарбиева благосклонно воспринята российскими избирателями. Им нравится жесткость своего говорящего тихим языком лидера. Им еще предстоит понять, что разожженный им в первые недели после прихода во власть конфликт в мятежной Чечне, скорее всего, окажется таким же разрушительным, как и злосчастная оккупация Россией Афганистана.
К сожалению, подобный государственный бандитизм вписывается в картину поднимающих голову мафиозных структур России. Многие из безжалостных "солдат", которых набирают лидеры российских оргпреступных группировок, в прошлом служили в войсках специального назначения Комитета государственной безопасности (КГБ). За несколько тысяч долларов обезумевший родитель вполне мог нанять киллера, чтобы тот поехал в Швейцарию. Не существует коренного различия между этим преступлением и направлением офицеров разведки для убийства Яндарбиева в Катаре. Если выяснится, что оба эти убийства, в самом деле, были заказаны в России, тогда то, что они говорят об институционной реформе и политической либерализации в стране, не обнадеживает.