Вашингтон, 27 февраля 2004 года. Новый президент Грузии Михаил Саакашвили находится сегодня в Вашингтоне. Кое-кто, полагая, что ему для того, чтобы осуществить демократические реформы, требуется время и поддержка со стороны США, намерен призвать администрацию США избегать вопросов, которые волнуют демократические круги как в Грузии, так и за ее пределами. Если администрация США последует этому совету, то это будет иметь пагубные последствия как для американских, так и для грузинских интересов. Критиковать новое правительство вовсе не значит не желать Грузии успехов. Фактически, если не затрагивать критически важные проблемы, они от этого станут только еще более трудными для решения.
Вашингтону уже сейчас следует позаботиться о том, чтобы Грузия выбрала правильный путь к демократии - и не сбилась с курса. Конкретно, администрации США следует привлечь внимание к четырем вопросам.
Первое, следует выяснить у Саакашвили, почему его правительство столь поспешно внесло поправки в конституцию, которые ликвидировали характерный для республиканского строя баланс между исполнительной и законодательной ветвями власти и создали смоделированную по образцу России систему сверхсильной президентской власти. Тем более, что эти поправки готовились в тайне и вызвали острое неприятие тех самых лидеров гражданского общества, которые помогли осуществить ноябрьскую революцию.
Второе, следует предостеречь Саакашвили от гонений на средства массовой информации. В этом месяце два из трех независимых общенациональных телевещательных каналов неожиданно отменили ток-шоу с политическими дебатами. Едва ли это можно объяснить финансовыми причинами. Для большинства грузинских журналистов явные попытки нового руководства контролировать то, что говорится на телевидении, являются чем-то новым и опасно напоминающим Россию.
Третье, нужно потребовать, чтобы Саакашвили разъяснил свою позицию относительно права собственности. Недавно грузинский парламент отменил статус ограничений на приватизацию, что позволяет правительству ренационализировать крупнейшие частные предприятия только лишь на том основании, что эти бизнесы, возможно, были созданы на базе неправильных форм приватизации десятилетие назад. Это предложение угрожает тысячам рабочих мест и миллионам долларов совершенно легитимных инвестиций, которые многочисленные грузины и иностранцы вложили в дело после приватизации.
Четвертое, Вашингтону следует призвать Саакашвили следовать демократическим принципам в ходе намеченных на следующий месяц парламентских выборов. Саакашвили, как в свое время его предшественник Эдуард Шеварднадзе, контролирует чиновников, занимающихся подготовкой и проведением выборов. Отсутствие беспристрастности у избирательных комиссий стало главной причиной того, что народ не поверил в результаты ноябрьских выборов. Сегодняшние призывы неправящих партий и организаций гражданского общества сделать состав комиссий более справедливым не были услышаны правительством Саакашвили. Демократия в Грузии требует не только руководящей демократической политической силы, но и сильной демократической оппозиционной партии. Найдутся лидеры оппозиции, которые смогут создать такую партию, но только в том случае, если выборы будут честными.
Эти негативные явления сочетаются с позитивными шагами. Сделаны некоторые правильные назначения на руководящие должности. Ликвидация ряда министерств и ведомств и сокращение численности государственного управленческого аппарата очень важны. Любой гражданин приветствует сокращение мелких поборов чиновничества. Аресты коррумпированных должностных лиц следует продолжить, хотя фокус расследований сегодня кажется слишком узким, а некоторых невиновных людей держат за решеткой по политическим мотивам. Равным образом, мало кто станет критиковать правительство за предложение увеличить втрое, до 2% валового внутреннего продукта, расходы на оборону.
В общем и целом, пока еще не сформировалось суждение относительно того, приведет ли ноябрьская революция к подлинной демократии в Грузии. Вашингтон может сделать так, что Саакашвили не сумеет действовать на основании своих авторитарных инстинктов и решать трудные проблемы такими способами, которые будут иметь разрушительные долговременные последствия. Но администрация Буша-младшего (George W. Bush) должна решительно заявить, что ему нужно следовать путем реформ и демократии.