Заброшенные заводы и дряхлые строения тянутся вдоль разбитых дорог на окраине Кишинева. "Работы больше нет, только небольшие приработки", - утверждает Виталий, молодой молдаванин. Он обвиняет приднестровских сепаратистов в исчезновении инвесторов.
По мнению молдавского президента Владимира Воронина, отсутствие прогресса на переговорах о возвращении русскоязычной самопровозглашенной республики Приднестровье в состав румыноязычной Молдавии лишь "мешает развитию" страны, в которой 50% населения живет за чертой бедности.
Он утверждает, что самая бедная страна Европы теряет ежегодно миллионы долларов из-за этой группы преступников, которые захватили власть и живут припеваючи благодаря контрабанде, удерживая в заложниках 700.000 жителей Приднестровья. Тирасполь, разумеется, всегда отвергал подобные обвинения.
Глава представительства ЕС в Молдавии Иван Борисавлевич считает, что "приднестровская проблема больше экономическая, чем политическая".
Один западный дипломат, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что "могущественные, влиятельные группировки в России, на Украине и в самой Молдавии не хотят, чтобы ситуация разрешилась. Тогда они потеряют территорию, где можно производить "российские" или "украинские" товары, не облагаемые налогом".
По словам дипломата, "Эта ситуация выгодна также номенклатуре Тирасполя", "столицы" Приднестровья, которая экспортирует сталь, а также алкогольные напитки, сигареты и оружие.
По мнению экспертов, приднестровская проблема может еще долго осложнять жизнь Кишиневу.
Президент Молдавии в пошлом году отверг план России, предусматривавший создание федерального государства и сохранение в Приднестровье до 2020 года российского миротворческого контингента, введенного туда во время вооруженного конфликта 1992 года.
Молдавская оппозиция выступила против проекта, который, по ее мнению, устанавливал де-факто протекторат России над страной с четырехмиллионным населением.
"Москва хочет сохранить в регионе свой военный анклав, в то время как из двух соседних с Молдавией стран Румыния вступит в НАТО уже в этом году, а Украина заявила о своем желании присоединиться к этой организации", отмечает Игорь Бурсиу (Igor Burciu), главный редактор оппозиционного журнала "Flux".
Россия, тем не менее, обязалась в 2002 году вывести из Приднестровья войска и военную технику. Затем сроки были передвинуты на 2003 год по согласованию с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), однако с ними не очень-то считаются.
Тирасполь имел к этому отношение. Он упорно сопротивляется выводу 1.600 российских солдат и возможному размещению в стране международного миротворческого контингента, как предлагает ОБСЕ.
В этой ситуации только российские компании, которые уже контролируют экономику Приднестровья, решаются инвестировать в молдавскую экономику, которую, несмотря на проведенные реформы, все еще разъедает коррупция и подтачивает отсутствие прозрачности, с сожалением отмечает Игорь Бурсиу.
Административная волокита и налоговый прессинг быстро отбили желание инвестировать в Молдавию у и без того крайне немногочисленных европейских компаний, вложивших деньги в экономику этой преимущественно аграрной страны, подчеркивает Иван Борисавлевич.
Что касается Приднестровья, в советские времена наиболее промышленно развитого региона Молдавии, то в феврале оно опубликовало программу приватизации примерно 70 заводов, которые, без всякого сомнения, будут выкуплены российскими компаниями, как считают молдавские СМИ.