Придя к власти четыре года назад, Владимир Путин заявил о своем стремлении создать сильное государство, в основе которого должно лежать уважение к принципам демократии. Однако в ходе реализации реформ и восстановления системы централизованного управления страной, наметился сдвиг в сторону укрепления авторитаризма, что существенно омрачает достигнутые результаты.
Благодаря установлению контроля со стороны Кремля над деятельностью Парламента стало возможным принятие законов, позволяющих стране беспрепятственно двигаться по пути реформ.
В этой связи можно упомянуть о 'налоговой революции', когда была введена единая ставка подоходного налога, установленная на уровне 13%, принятии Земельного кодекса, узаконившего введение частной собственности на землю, начале реформы пенсионного законодательства, принятии нового Трудового кодекса и обсуждении проекта реформы электроэнергетического комплекса.
Обратной стороной этого процесса является, по словам политолога Александра Бима, то обстоятельство, что Парламент страны перестал выполнять изначально присущую ему функцию по контролю за работой правительства.
После тотального дефицита советской эпохи и финансово-экономических потрясений ельцинского периода население страны более всего обеспокоено ростом собственного благосостояния. На фоне этого с помощью СМИ, полностью подконтрольных власти, россияне в ходе декабрьских выборов в законодательное собрание отдали две трети своих голосов прокремлевской партии Единая Россия.
Борьба с бедностью была объявлена в качестве одной из первоочередных экономических задач первого срока пребывания Путина на посту главы государства. В результате численность населения, уровень доходов которого находится ниже прожиточного минимума, сократилась с 32% в 2000 г. до 22% в 2003 г.
Это явилось результатом повышения уровня экономического роста, составившего в прошлом году более 7%. Этот рост был вызван как ростом мировых цен на нефть, - а Россия является крупнейшим поставщиком углеводородного сырья, - так и последовательным курсом реформ.
Результаты по решению двух других первоочередных задач: созданию 'вертикали власти' и установлению 'диктатуры закона' куда более скромные.
Институт Полномочных представителей Президента в семи административных округах, на которые поделена вся территория страны, введенный с целью поставить под президентский контроль деятельность губернаторов, не дал ожидаемых результатов.
Что касается диктатуры закона, которая должна была кроме всего прочего уменьшить чиновничий беспредел, тут, как говорится, еще непочатый край работы.
Что касается перспектив на будущее, 'наибольшую обеспокоенность, по словам бывшего министра финансов Бориса Федорова, вызывают застарелые проблемы коррупции, засилья бюрократии, предвзятость и непредсказуемость государственных органов, в том числе и судебных'.
В этих словах содержится прямой намек на судебное преследование, начатое в отношении руководства нефтяной компании 'Юкос', глава которой Михаил Ходорковский был арестован за уклонение от уплаты налогов.
Усердие органов Прокуратуры в отношении главы 'Юкоса' объясняется как возможным наличием у бизнесмена политических амбиций, так и популистской компанией борьбы с богатейшими 'олигархами'.
Эта линия вполне созвучна ранее предпринятой компании по вытеснению из страны двух других миллиардеров - Бориса Березовского и Владимира Гусинского, совпавшей по времени с приходом к власти В. Путина.
Самой мрачной частью итогов пребывания у власти Путина остается существенное ограничение свободы СМИ и продолжение вооруженного конфликта в Чечне.
Два государственных телеканала РТР и Первый Канал послушно выполняют все указание сверху, а частный канал НТВ, перешедший к газовому гиганту Газпрому, отказался от какой бы то ни было критики режима.
Что касается чеченского конфликта, возникшего в 1999 г., он продолжается в форме постоянных вооруженных столкновений противоборствующих сторон и кровавых терактов.
В области внешней политики Россия извлекла для себя немного выгоды от сотрудничества с Западом в борьбе против режима талибов.
Обессиленная Россия вынуждена была принять отказ США от соглашения по противоракетной обороне и покорно смириться с расширением блока НАТО, который вплотную приблизился к ее границам.
Что касается предпринимающихся попыток интегрировать бывшие советские республики в новый союз, они сталкиваются с мощным противодействием, вызванным растущей привлекательностью для этих новых государств Европейского Союза и НАТО.