Не солдаты из западных стран, а мечта о новой исламской империи толкает исламистов к насильственным действиям, утверждает Леон де Винтер.
Многие думают, что рекрутами, пополняющими ряды исламского экстремизма, движут социально-экономические лишения, отсутствие перспектив и провокации фундаменталистов. Если бы это было так, то значительная часть мирового населения постоянно совершала бы террористические акты. Но на практике происходит по-другому: теракты совершают, в основном, свихнувшиеся на почве религии исламисты. Поэтому важно еще раз перечитать уже пару лет собирающие пыль на наших полках книги Усамы бен Ладена: 'Джихад против евреев и крестоносцев' и 'Объявление войны американцам, оккупирующим страну двух святынь'.
В 'Объявлении войны' Бен Ладен подробно цитирует работы Ибн Таймийа (Ibn Taymiyyah) - религиозного ученого, жившего в 661 - 728 годах, то есть, во времена сильного противостояния исламу со стороны христиан и татар. Бен Ладен видит совпадения с тем бурным периодом. В этом не оставляют сомнений цитаты из раннего ислама, основанные на только что родившемся учении пророка Магомеда. Вот одна из них: 'Сражаться за религию и веру - коллективная обязанность; помимо веры, нет никакой другой обязанности, кроме борьбы с врагом, подрывающим жизнь и религию'. И еще одна: 'Конечная цель всемилостивейшего Аллаха - распространение Его Слова, утверждение Его Веры, а его пророк (да будет мир ему) возвещает полную и повсеместную победу над врагом'.
Бен Ладен является представителем образа жизни, ставшего совершенно чуждым для западного человека. Мы не можем представить себе его мир. Для нас невозможно вжиться в образ того, кто предпочитает смерть жизни. Мы убеждены, что жить надо здесь и сейчас, и что все, что может произойти после смерти, имеет высокую степень спекулятивности. Мир Бен Ладена и исламистов расстилается за смертью. В конце концов, апокалипсис ликвидирует разделение между жизнью и смертью, небом и землей, вознаградит верующих и принесет земную вечность.
Пока это не произошло, мир является полем жестокой битвы между истинными мусульманами и неверными. Ее исход предрешен: истинно верующие победят, и эта победа подтверждает превосходство ислама, поскольку ислам превыше всего. Эта круговая аргументация - суть исламизма.
Памфлеты Бен Ладена написаны за годы до терактов 11 сентября 2001 года, когда в Афганистане и Ираке еще не было американских солдат. Террористические акты таких странах, как Марокко и Турция, - противников вмешательства в Ираке - показывают, что присутствие западных солдат в Ираке не является первопричиной исламистского насилия. Для исламистов речь идет о создании нового халифата - исламской империи, которая должна распространяться на весь арабский мир, включая территории, традиционно относившиеся к этому миру. Такие, как Турция, Балканы и Андалузия.
Да, и на Андалузию, где ислам создал замечательные религиозные архитектуру и искусство, когда в Европе еще царило мрачное средневековье. Чужд ли исламизм 'истинному исламу', как мы часто слышим? Конечно, нет.
Как инквизиция является разновидностью христианства, а националистический ортодоксализм - разновидностью иудаизма, так и экстремистский ислам является разновидностью ислама. Может быть, эти радикальные варианты являются наиболее чистым переживанием мифологии откровения монотеизма. Царствие Божие придет, когда будут выполнены определенные условия, и эти условия должны создать верующие.
Для верующего мусульманина Магомед - неопровержимый пророк, последний человек, напрямую общавшийся с Аллахом. С помощью убеждения и военной силы Магомед создал впечатляющую империю, и его послание с самого начала было смесью одержимости и беспощадной агрессии, вылившейся в массовые убийства и самообогащение. Сравните это с добрым Иисусом из Назарета, который отказался от всякой земной собственности и общался с прокаженными, падшими женщинами и нищими. В этих двух мифологиях царят совершенно различные миры, что, впрочем, не исключает того, что на основе идей завоевателя Магомеда можно создать миролюбивое общество, а с помощью идей пацифиста Иисуса можно устраивать кровопролития. С этими идеями можно поступать, как заблагорассудится.
Прав ли Ваутер Бос, думая, что в Нидерландах станет безопаснее, если голландские солдаты будут выведены из Ирака? Несомненно. Ведь не бывает футбольного вандализма, если матч отменен.
К сожалению, министры внутренних дел европейских стран не стремятся к более тесному сотрудничеству своих служб безопасности друг с другом и их контактам с арабскими странами. Это неправильно, поскольку если речь идет об ограничении опасности терроризма, следует иметь в виду, что арабские государства являются противниками радикального ислама. В возможном сотрудничестве христианских и арабских спецслужб исламисты наверняка видят новое доказательство заговора крестоносцев, сионистов и арабских предателей.
Новый премьер-министр Испании указывает дорогу, по которой хотят пойти многие европейцы: пусть арабы сами улаживают свои дела, и если они страдают под властью своих диктаторов-убийц, то это - внутриарабское дело, пока данный вопрос не угрожает всемирному статусу кво.
Проблема, однако, в том, что многие арабы считают, что европейский колониализм несет ответственность за их нищету. Великие европейские державы положили конец турецкому халифату, холокост в Европе привел к тому, что Палестина перешла от арабов к евреям, и по необъяснимой и чрезвычайно неисламской причине собаки-христиане богаты, а арабы бедны. При этом исламисты полагают, что их империя может быть создана, только когда будет сломана экономическая и военная мощь коварного Запада. Таким образом, мы так легко от них не отделаемся.
Когда исламисты уловлетворятся? Сразу после терактов в Мадриде председатель Европейской комиссии Романо Проди сказал: 'Ясно, что с помощью силы конфликт с террористами не решить'. В духе Проди: французы отменяют свой запрет на головные платки, и мы позволяем жить по законам шариата тем европейским мусульманам, которое это хотят. Если мы затем упраздним Израиль и с любовью примем евреев к себе, это будет означать надлежащее начало выполнения пожеланий Бен Ладена.
Выводя своих солдат из Ирака, испанцы, похоже, уже серьезно заняты выполнением этих пожеланий. Но они пошли не достаточно далеко. В своем первом видеообращении в октябре 2001 года Бен Ладен говорил о 'Трагедии Андалузии' - потере арабами южной Испании, перешедшей в руки христиан в 1492 году, что фактически означало конец исламской империи. Бен Ладен до сих пор скорбит по этому поводу. Со стороны испанцев красивым жестом было бы возвратить Андалузию мусульманам. Можно рассчитывать, что тогда Бен Ладен будет щадить испанские железные дороги. Ведь мы тоже можем что-нибудь отдать?