Теоретически, приоритетной задачей Владимира Путина, переизбранного на состоявшихся выборах 70% голосов избирателей, является экономическая ситуация в стране. Также как и у Соединенных Штатов, предпочитающих не обращать внимания на раздающиеся в России обвинения в преступных махинациях. Однако, в остальном политическую модель России можно считать централизованной административной системой правления.
Именно так воспринимается обширная власть, сконцентрированная в руках бывших сотрудников исчезнувшего КГБ и сегодня возглавляемых своим прежним начальником - нынешним президентом России. Путин заверяет, что второй период его правления принесет ощутимую выгоду населению страны, потому как, по собственному признанию президента, 'крайне мало или практически ничего не было сделано за первые четыре года - после получения власти от Бориса Ельцина - для 145 миллионов российских граждан'.
Кроме того, Москва осознает, что только стабильная и динамичная экономика позволит вернуть государству ту роль, которую бывший Советский Союз некогда играл в биполярном мире. Однако если о целях можно сказать, что они ясны, то политический контекст по-прежнему остается непонятен. В действительности же, экономические амбиции Путина скрывают за собой глубокие противоречия.
С одной стороны, похоже, что он признает необходимость еще большей дерегуляции, о чем говорит назначение 'либералов' на некоторые важные государственные должности. С другой стороны, он продолжает концентрировать власть вокруг Кремля, что выражается в преследовании некоторых партий, предпринимателей и оппозиционно настроенных средств массовой информации. Как указывает авторитетное международное рейтинговое агентство Fitch, 'существует базовая несовместимость между динамикой роста экономики и государством с ограниченными возможностями для инвестиций и осуществлением контроля над этой самой экономикой'.
Возможно, предполагает 'The Financial Times' , 'даже сам Путин не знает, как разрешить подобные противоречия. Во время своего первого срока он поставил централизованную модель государства (это, скорее, русская историческая особенность, чем уподобление китайской схеме) над либерализацией экономики. Большая часть населения страны, у которой политическая и экономическая свобода ассоциируется с хаосом времен правления Бориса Ельцина, думает так же, как и в Кремле'.
Серьезной загадкой остается нефтяной вопрос. Основой достижений Путина во время его первого правления неизменно являлись высокие цены на нефть, подталкивавшие рост экономики и прикрывавшие трещины в прочих ее отраслях. Понижение тарифов или же производства вновь выявит все существующие провалы и обнаружит насущность проведения реформ.
Пять лет назад, как и сегодня, Путин стал продвигать программу модернизации экономики, во главе которой был поставлен Герман Греф. Однако программа претворялась слишком избирательно, и, в первую очередь, коснулась налогообложения, где проведенные преобразования можно считать наилучшими.
Тем не менее, правительство предпочло не изменять распределения полномочий в таких ключевых областях, как, например, производство природного газа и банковская система, главенство в которых принадлежит государственным Газпрому и Сбербанку.
Последние четыре года, напротив, характеризовались возвратом к Москве власти над 89 губернаторами российских провинций. Были ограничены налоговые и прочие льготы, полученные субъектами Федерации при правлении Ельцина. Этот процесс захватил и сектор частного предпринимательства, начиная с установления контроля над медиа-группами Владимира Гусинского и Бориса Березовского и заканчивая арестом в 2003 году Михаила Ходорковского, основателя лидирующей нефтедобывающей компании страны (пятое место в мире) 'ЮКОС'.
Между тем, Путин отодвигал олигархов от власти и проталкивал вперед верных себе чиновников. Прежде всего тех, кто, подобно ему, некогда был сотрудником КГБ. Процесс достиг кульминационной точки развития перед самыми президентскими выборами, когда поддерживавшего отношения с предпринимателями премьер-министра Михаила Касьянова отправили в отставку, а на его место назначили Михаила Фрадкова - бюрократа, связанного с бывшими секретными службами.
Несмотря на все произведенные перемены, в состав нового российского правительства вошли такие известные экономисты-реформаторы, как Александр Жуков, сам Греф и назначенный на должность министра финансов Алексей Кудрин. Однако теперь - прежде достаточно критичное - российское правительство будет находиться под контролем Путина. На бумаге же, на второй срок президентского правления основными задачами по-прежнему будут считаться экономические.
В том же, что касается внешнеэкономических отношений, то Россия намерена вступить во Всемирную Торговую Организацию, открыть внутренний рынок и интегрироваться в глобальную экономику. Если этого не произойдет, то на встрече стран 'Большой Восьмерки' (7 плюс Россия), которая должна состояться в Москве в 2006 году, эта страна может оказаться в достаточно неловкой ситуации.
Тем не менее, Путин по-прежнему сопротивляется давлению со стороны Европейского Союза, требующего дерегуляции в газовой, телекоммуникационной и страховой областях. Точно также правительство должно изменить существующую в стране ситуацию с группами компаний, монополиями и заключением олигополических соглашений между определенными производствами и конгломератами: в целых секторах российской экономики отсутствует диверсификация и открытая конкуренция. В некоторых конкретных случаях, например в энергоснабжении, требуются 'регуляторы дерегуляции'.
Еще одной проблемой является финансовый сектор. В России существует конфликт интересов Центробанка и Сбербанка - государственного банка сбережений, занимающего доминирующую позицию в своем направлении. Так, например, намерение правительства выпустить в обращение более прозрачные ценные бумаги - Сбербанк, в свою очередь, этого избегает - может привести к созданию межбанковского рынка кредитований для малого и среднего бизнеса.
Принятие в деле 'ЮКОСа' решения об освобождении под залог Михаила Ходорковского, обвиняемого в мошенничестве и ожидающего рассмотрения своего дела, могло бы стать позитивным сигналом в проведении юридической реформы. Параллельно можно выставить на прозрачные торги конфискованные акции компании и обложить налогами ее доходы, что послужит улучшению международного климата.