Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За последние несколько десятилетий отношения между Китаем и Россией значительно улучшились, однако, их нельзя назвать союзническими. Торговый оборот остается скромным, учитывая экономические трудности, с которыми приходится сталкиваться России, но в перспективе можно ожидать увеличения импорта российской нефти в Китай, и эти перспективы очень хорошие

Конгресс США

Комитет по международным отношениям

Отдел Азии и Тихоокеанского региона

-----------------------------------------------------------

Доклад Роберта Скалапино, Калифорнийский университет, Беркли.

За последние несколько десятилетий отношения между Китаем и Россией значительно улучшились, однако, их нельзя назвать союзническими. Торговый оборот остается скромным, учитывая экономические трудности, с которыми приходится сталкиваться России, но в перспективе можно ожидать увеличения импорта российской нефти в Китай, и эти перспективы очень хорошие.

Надежды Китая на поставки нефти по нефтепроводу из Сибири в Дацинь, на северо-востоке Китая, не оправдались из-за предложенного Японией проекта строительства нефтепровода до российского дальневосточного порта Находка, с помощью которого российская нефть через Японское море будет поставляться в Японию. В России, особенно в Сибири, существуют опасения по поводу незаконной иммиграции китайцев. В последнее время экономическое состояние в России способствует значительному сокращению населения на этой огромной территории, в связи с чем, регион испытывает нехватку рабочей силы, которую в огромных количествах предлагает южный сосед. В любом случае, в будущем экономическая интеграция между Россией и Китаем неизбежна.

В июне 2001 года была создана Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), куда вошли четыре азиатские страны - Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, а также Китай с Россией. Первоначально особый упор в организации был сделан на укрепление сотрудничества в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также на укрепление государственных границ. В последствии был задействован и экономический аспект, в результате чего был предложен план развития свободной торговли между странами на 20 лет. До сих пор реальные действия стран участниц организации нельзя назвать продуктивными, однако, ШОС - эта первая попытка объединить Центральную Азию в рамках совместного сотрудничества.

В целом, отношения Китая с другими крупнейшими мировыми державами можно считать сбалансированными и многообещающими, несмотря на большое количество старых и новых проблем. Если сравнивать Японию, мощнейшую экономическую державу Азии, с Китаем, считающимся развивающейся страной, то Японию тоже можно считать страной развивающейся. За последние годы Япония столкнулась с множеством экономических проблем. Некоторым особенностям Японии, которые считались ее сильными сторонами (гомогенное население, принятие правительственных решений непременным консенсусом, сращивание правительства с национальными корпорациями, удовлетворенность населения экономическим состоянием страны и т.д.), в последнее время пришлось столкнуться с определенными трудностями. А реформы, в связи со стремительно надвигающейся глобализацией, продвигаются трудно. И все это на фоне экономической рецессии, начавшейся в 1990-х годах, значительного замедления экономического роста и спада в промышленном секторе. Однако во второй половине 2003 года благодаря экспорту в страны Азии, в основном в Китай, произошел стремительный рост в экономике, превысивший рост за последние 13 лет. Но проблемы никуда не исчезли, включая сложности в банковской системе, инфляцию и неопределенность в отношении курса йены к доллару. Хотя многие аналитики дают более обнадеживающие прогнозы, по сравнению с тем, что прогнозировалось в прошлом. Несмотря ни на что, Япония остается второй крупнейшей экономикой в мире, оказывающей огромное влияние на весь Азиатско-Тихоокеанский регион.

Политическая стабильность сохраняется, а премьер-министр Коидзуми Дзюнъитиро пользуется поддержкой электората. В Японии существуют тенденции перехода от однопартийной системы с Либерально-демократической партией у власти, когда все остальные партии являются оппозицией, к более эффективной двухпартийной системе, где Либерально-демократическая партия разделит власть с Демократической партией Японии, которая сейчас представляет собой мощную оппозицию партии власти.

На этом фоне, стратегический союз Японии и США остается надежным, но, несмотря на постоянное присутствие американской базы на острове Окинава, существуют и проблемы. Хотя на призыв Америки разделить ответственность за обеспечение безопасности в мире Япония, как показывают события в Ираке, с готовностью откликнулась. После чего, Япония выразила желание сотрудничать с США в области разработки программы по защите от ракетных атак.

Сначала Япония ограничивала свою роль в обеспечении лишь предоставлением услуг в поставках продовольствия, как во время войны в Персидском заливе. После чего, Япония согласилась на введение интендантских сил, как в Камбодже в 1992 году, а потом в Индийском океане во время войны в Афганистане. Пацифизм занимает сильно укоренен в сознании старшего поколения японцев, а в среде молодых политиков растет желание увеличить политическую роль страны в международном сообществе, внести поправки в конституцию, предоставляющие большие возможности в обеспечении безопасности страны и добиться постоянного присутствия Японии в Совете Безопасности ООН. В Японии, как и в других странах Азии, появляется национализм.

У Соединенных Штатов есть все причины приветствовать эти новые тенденции, при этом Японии стоит рекомендовать избегать проявлений экстремизма, таких как стремление к обладанию ядерным оружием. Япония может стать важной страной для обеспечения баланса сил на азиатском континенте. В скором времени в военной тактике США могут произойти кардинальные изменения, в результате чего американские военные базы будут значительно сокращены, а может быть и вовсе перемещены. Основной акцент будет направлен на быстрое развертывание сил, современное вооружение и поддержку союзников. И Япония должна быть готова к выполнению этой роли.

Кроме всего прочего, Япония и США должны решать задачи более тесного сотрудничества и в сфере экономики. Японии необходимо убрать барьеры, препятствующие торговле и инвестициям. А США придется попытаться избавиться от протекционизма в различных его проявлениях. Обе страны должны прилагать усилия для развития научно-технических инноваций, и механизм образования должен безупречно работать для достижения этой цели. В этом смысле у США есть преимущество, которого нет у азиатских стран. В США всегда приветствовался творческий подход к процессу обучения, а в азиатских странах система образования строится в основном лишь на механическом запоминании слов учителя. Система образования Японии недавно изменилась именно в этом направлении.

С более серьезными проблемами придется столкнуться и в области демографии. Уже около двух десятилетий одну четвертую часть населения Японии составляют люди, возраст которых превышает 65 лет. Выработает ли Япония, традиционно не приветствовавшая иммиграцию, какую-нибудь новую стратегию в этой области, или по-прежнему будет сохранять свою гомогенность и решит проблему путем привлечения дешевой иностранной рабочей силы? Очень возможно, что и США, несмотря на свою сравнительную открытость для эмигрантов, столкнется с той же проблемой.

Что касается отношений Японии и России, тут намечается значительное улучшение, особенно в области экономики. Торговый оборот в 2003 году вырос на 25% благодаря поставкам в Японию российского газа и нефти, однако, по сравнению с товарооборотом между Японией и Южной Кореей, который составляет 60 миллиардов долларов, и с Китаем - с 133 миллиардами долларов, у России - скромные 5,5 миллиардов. За последние 18 месяцев инвестиции Японии в Россию увеличились почти на миллиард долларов. В будущем планируется поставлять российский газ из Сахалина в Японию, кроме того, будет построен нефтепровод до российского дальневосточного порта Находка, что позволит переправлять нефть оттуда через Японское море в Японию.

Огромная разница в культуре двух стран нередко способствует возникновению проблем в российско-японском сотрудничестве. Но основной проблемой является давнее противостояние в вопросе о южнокурильских островах, который тянется еще со времен Второй мировой войны. Обе страны заявляют о своем праве на эти четыре острова, а националистические настроения с обеих сторон мешают достижению компромисса в этом вопросе. Хотя, все еще остается возможным подписание договора о какой-либо форме совместного владения островами. Но, Россия всегда будет оставаться для Японии абсолютно чужой страной, впрочем, как и Япония для России. Однако никаких взаимных угроз между странами нет, и в ближайшем будущем не предвидится.

Отношения же между Соединенными Штатами и Россией сохраняются на уровне сверхдержав. Между этими странами сохраняются уравновешенные, позитивные и многообещающие отношения. Но прежде необходимо сделать короткое резюме по поводу экономического и политического состояния в нынешней России. После продолжительного периода хаоса в постсоветской России из-за недостаточной подготовки к приватизации в стране воцарилась коррупция, что привело к экономическому кризису. Однако сегодня Россия демонстрирует заметный экономический подъем благодаря высоким ценам на нефть, росту товарооборота, накоплению банками больших резервов, в результате чего экономический рост в 2003 году составил 6.8%. Если экономический рост будет продолжаться, в стране возникнет необходимость проведения новых больших реформ. Михаил Фрадков, назначенный Владимиром Путиным на пост премьер-министра, заявил о намерении проводить важные реформы в области финансов. Сегодня российская экономика находится на начальном этапе развития.

Очень возможно, что Дальний Восток России получит статус свободной экономической зоны, ориентированной, прежде всего на страны северо-восточной Азии: Китай, Японию и Южную Корею. Взаимные интересы и потребности друг в друге уже представляются чрезвычайно логичными предпосылками для создания такой зоны.

Народ России, как и в большинстве развивающихся стран, заинтересован больше в сильном лидере, чем в развитии политических институтов. Путин за годы своего правления показал себя таким лидером, демонстрируя сочетание жесткости и лояльности, а также продемонстрировал свой талант в принятии неожиданных решений. Однако, будущее российской демократии остается неопределенным, несмотря на нынешний успех рыночной экономики в стране. Влияние силовиков, людей связанных с силовыми структурами (милиция, министерство внутренних дел, спецслужбы), очень велико в правительственных кругах, что служит причиной для беспокойства как в России, так и на западе из-за возможности возникновения тоталитаризма в стране.

Во внешней политике Россия во главе с Путиным стремится к тесному сотрудничеству с Западом. Как с Европейским Союзом, так и с Соединенными Штатами Америки. Путин считает, что экономические и стратегические интересы России находятся именно в этом направлении. Москва не возражала против размещения незначительного воинского контингента США в Центральной Азии во время войны в Афганистане и подписала Договор о Сотрудничестве с Европейским Союзом. Хотя Москва и выступала против введения войск США в Ирак, ее критика была не столь резкой. Однако недавно в отношениях с Западом возникли серьезные проблемы. Россия выступила против принятия в Европейский Союз десяти новых членов и распространения на них Договора о Партнерстве и Сотрудничестве, после чего пригрозила выйти из Договора о Вооруженных Силах и Вооружениях в Европе. Вдобавок ко всему, Россия и США отказались подписать Киотский протокол. Однако Россия все же согласилась не выходить из договора, по крайней мере, до июня. Этот период был крайне тяжелым в отношениях между ЕС и Россией.

В отношениях с Соединенными Штатами Россия старалась избегать серьезных проблем, но обе стороны по-прежнему придерживаются своих принципов по ряду вопросов. Во время своего последнего визита в Россию, государственный секретарь США Колин Пауэлл выразил критику по отношению к России, заявив, что правительство Путина не во всем придерживается существующих в стране законов. Со своей стороны, Россия выразила серьезное недовольство возрастающим влиянием США на страны Восточной Европы, Центральной Азии и выступила с критикой по поводу разработки Америкой новых типов атомного оружия. Но в то же время, обе страны избегают серьезных противоречий.

Для США важно сохранить хорошие отношения с Россией, т.к. это выгодно обеим сторонам. Вероятнее всего, Россия вновь обретет статус сверхдержавы, к чему и стремится Путин. Географическое месторасположение России позволит ей оказывать влияние как на Европу, так и на Азию. Отказ России от требований по возвращению старых долгов такими странами, как Ирак и Монголия говорит о позитивных тенденциях. Экономический курс в стране четко ориентирован на рыночную экономику, что будет способствовать притоку в нее инвестиций. Кроме того, Россия является второй после Соединенных Штатов крупнейшей ядерной державой, и договоренности по сокращению ядерного потенциала, готовность к сотрудничеству в решении вопроса по Северной Корее представляются очень важными. Более того, ориентировка России на западную модель развития способствует балансу сил в глобальном масштабе.

Северокорейский вопрос должен рассматриваться в контексте решения проблемы между Южной и Северной Кореей. При участии Китая как ведущей стороны, было достигнуто соглашение с Северной Кореей о проведении многосторонних переговоров. Ранее Северная Корея соглашалась только на двусторонние переговоры с США. В результате, будут проведены переговоры с участием шести сторон. Первый раунд переговоров в августе 2003 года, который закончился очень быстро, был проведен в жесткой манере и не привел к достижению каких-либо соглашений. Второй был проведен в феврале 2004 года и продолжался четыре дня. На встрече обсуждались ключевые вопросы по проблеме. При поддержке России и Китая Южная Корея выступила с предложением поэтапного решения проблемы. Каждый этап должен будет проходить в присутствии наблюдателей. Первый этап должен заключаться в замораживании Северной Кореей своей программы по ядерному вооружению в рамках Программы по нераспространению ядерного оружия, при участии инспекторов ООН и активной экономической помощи со стороны России и Китая, а следующий этап должен быть завершен подписанием договора по безопасности с США.

В администрации Джорджа Буша существуют расхождения во мнениях относительно политики США по отношению к Северной Корее. Некоторые считают, что никакие уступки в данном вопросе неприемлемы, что необходимо наложить еще более жесткие экономические санкции, чтобы заставить Северную Корею отказаться от своей ядерной программы, отказываясь при этом от попыток сменить режим в этой стране. Другие предлагают в данном вопросе активно сотрудничать с Россией и Китаем, чтобы таким образом подтолкнуть Северную Корею к отказу от ядерной программы.

С какими проблемами в Азиатско-Тихоокеанском регионе придется столкнуться в будущем? Тайвань и Северная Корея останутся основными проблемами в этом регионе, проблемами, которые будет очень сложно решить. Но, несмотря на эти проблемы, риск каких-либо глобальных конфликтов в регионе можно считать незначительным. В этой войне не может быть победителей, а экономическая и политическая цена будет слишком высокой для всех сторон. Страны Южной Азии, Индия и Пакистан, похоже, осознают этот факт, это понятно и на востоке Азиатско-Тихоокеанского региона, и Китаю, и Японии, а также, конечно, США и России.