Война против терроризма - это просто: с одной стороны построились мальчиши-кибальчиши, с другой, соответственно - плохиши. Именно это сказал президент Джордж Буш-младший в своей речи на первую годовщину начала войны в Ираке.
Речь Буша напомнила всем, что те, кто готовит ему тексты, гораздо быстрее изобретают новые оправдания для вторжения США в Ирак, чем реальность обрушивает старые. Но, если для большинства американцев соловьям из Белого дома и удастся одеть Буша в белые одежды, почти весь остальной мир смотрит на это несколько по-другому, и их видение отнюдь не обещает большого будущего бушевскому 'кто не с нами, тот против нас'.
Конечно, уже в далеком прошлом остались безапелляционные заявления о найденных (в Ираке - пер.) литрах нервно-паралитического газа и 'желтом кеке', которыми год назад была полна каждая речь Буша (1. Нервно-паралитические газы хранятся в жидком виде, поэтому, вероятно, речь идет о концентрате; 2. так называемый 'желтый кек' - оксид урана U3O8, конечный продукт первой стадии получения ядерного топлива из урановой руды - пер.). Теперь есть новая генеральная линия - война против террора одна на весь мир, и все нетеррористы должны последовать за нами.
Цитируем: 'Нейтральной территории (в борьбе с террором - пер.) нет'. Далее президент продолжает: 'Наш мир разделен границей, по обе стороны которой остаются разные взгляды на справедливость и ценность жизни'. Иначе говоря, проще и быть не может: добро против зла, убей или умри.
Целью Буша, когда он говорит о войне с террором как 'неизбежном долге нашего поколения', было собрать весь мир за своей спиной. Он продолжает в том духе, что, раз уж мы все участвуем в этой войне, без остатка и на равных правах - 'Не может быть сепаратного мира с врагом'.
Секундочку. А может быть, американцам не так уж приятно делить одну планету с теми пятнадцатью странами, которые Буш причислил к списку стран-жертв террора - например, с Пакистаном, экспортирующим ядерные технологии, или Саудовской Аравией, которая финансирует террористов? Но тут Буш уж совсем разошелся и под ту же ласковую гребенку причесал и еще некоторые, прямо скажем, малоподходящие страны: 'В последние годы террористы наносили удары везде: от Испании и России до . . .'
Остановимся на России. Русские первыми вторглись в Чечню, небольшую мусульманскую страну недалеко от Турции, в конце 18-го века. С того времени Россия непрерывно то подавляла, то выселяла, то вовсе истребляла народ Чечни, и все во имя 'величия' российского, потом советского, а потом снова российского государства.
Правозащитные организации во всем мире уже десятилетия тщетно осуждают действия русских, да и госдепартамент самого Буша присоединялся к критике: 'Нарушения прав человека, допускаемые российскими войсками в Чечне, должны быть прекращены, а виновные должны быть привлечены к ответственности'. Однако русские, под предводительством диктатора Владимира Путина, знают, что на слова, написанные на простой бумаге, хоть бы и дипломатической, можно не обращать никакого внимания, и продолжают уничтожать чеченцев - да и те, кстати сказать, в долгу не остаются.
Можно, конечно, сказать (с циничной точки зрения 'реальной политики'), что сейчас нам надо поддержать Россию, потому что Соединенным Штатам необходима поддержка этой страны в войне против терроризма. Конечно, русским было бы неплохо еще и прекратить помощь таким явно антиамериканским странам, как Иран, но, в любом случае, наши государственные мужи могут сказать, что нам сейчас нужны союзники, пусть у них и руки по локоть в крови, и это был бы разумный аргумент. Только Буш этим аргументом как раз не оперировал.
Кроме того, речь Буша не произвела ожидаемого эффекта умножения союзников Америки - международная коалиция под ее предводительством продолжает таять. В частности, не далее чем в прошлый четверг Гондурас объявил о том, что он тоже (вслед за заявлением нового правительства Испании - пер.) выведет свои войска из Ирака.
Проблема Буша состоит в том, что его речь построена на моральных максимах; из нее вытекает полная его уверенность в том, что именно президент США и только президент США может разложить по полочкам абсолютное добро и абсолютное зло во всем мире. В других странах, напротив, говорят, что Соединенные Штаты не только не ослабили, но еще и усилили мировой терроризм, когда вторглись в Ирак. И, когда каждый день смотришь новости из Багдада, невольно проникаешься этим утверждением.
Если Бушу действительно хочется международной поддержки - а что нам действительно нужно, так это не найти оружие массового поражения в Ираке, а остановить его распространение по миру - Америке волей-неволей придется больше слушать и меньше говорить. Но я бы и цента на это не поставил, потому что авторы речей Буша на сто процентов уверили его в том, что он на сто процентов прав.