Во вторник в пригороде Ташкента раздались взрывы и автоматные очереди - это силы безопасности атаковали убежище группы исламских боевиков. Власти сообщили, что 16 "террористов" и трое полицейских были убиты. Операция прошла на следующий день после того, как в столице Узбекистана Ташкенте и в древнем городе Бухара прозвучала серия взрывов, из-за которых погибли, как сообщается, 19 человек. Некоторые из этих взрывов были осуществлены женщинами-смертницами. Авторитарный президент страны Ислам Каримов чуть было не погиб от взрывов, организованных исламистами в Ташкенте пять лет назад, и сейчас, как и тогда, он скорее всего ответит на взрывы жестокими репрессиями. Его правительство решительно осуждается за нарушение прав человека и политических свобод - однако наряду с этим оно получает одобрение Америки за сотрудничество в войне с терроризмом.
В Узбекистане действуют две основные исламские группы. Старейшая из них, "Хизб-ут-Тахрир", была основана на Ближнем Востоке в 1950-х годах и преследует цель создания мусульманского супергосударства - "халифата" в границах бывшей Оттоманской империи, в который войдут и бывшие среднеазиатские советские республики. Эта группа действует по всему региону и расширяет свою базу, что объясняется экономическими трудностями и отсутствием основных свобод. Она заявила, что никаким образом не причастна к последним взрывам. По утверждениям этой организации, предыдущие теракты были организованы узбекским правительством, чтобы создать повод для репрессий.
Вторая организация, "Исламское движение Узбекистана" (ИДУ), возникла в 1990-х годах. Первоначальной ее целью было свержение г-на Каримова и замена его режима исламской республикой, а сейчас она собирается установить исламское правление во всей Средней Азии. В 1999 и 2000 годах она вторгалась в Узбекистан с территорий своих баз, расположенных в Таджикистане и на севере Афганистана, на которых, по имеющимся сведениям, в 2000 году находилось до 2000 боевиков. Считается, что организация была практически уничтожена во время американского вторжения в Афганистан в 2001 году. Она потеряла своего основного спонсора, движение "Талибан", ее базы были уничтожены, а ее лидер Джума Намангани, как сообщалось, был убит. Остатки ИДУ рассеяны в приграничных районах Афганистана и Таджикистана.
Количество политических и религиозных узников в Узбекистане составляет примерно 6500 человек. Специальный докладчик ООН по пыткам Тео ван Бовен (Theo van Boven) после визита в страну в 2002 году пришел к выводу, что пытки имеют "узаконенный, систематический и повсеместный характер". В прошлом месяце правительство г-на Каримова пригласило г-на Бовена вернуться, заявив, что оно побороло нарушения, ввело уголовное наказание за пытки и подвергает уголовному преследованию служащих, нарушающих права заключенных. В прошлом году Европейский банк реконструкции и развития определил для Узбекистана ряд критериев, которые включали в себя не только экономические реформы, но и улучшение ситуации с правами человека, политическую открытость и свободу средств массовой информации. По заявлению Банка, если в течение года по этим направлениям не будет достигнут прогресс, то ему, возможно, придется остановить приток инвестиций в страну. Как ожидается, рассмотрение результатов и принятие решения должно состояться на заседании правления Банка 6 апреля этого года.
Что касается экономических реформ - Узбекистан добился очень незначительного прогресса. Были снижены субсидии на энергоресурсы и воду, власти наконец-то сделали валюту страны конвертируемой, ввели единый обменный курс. Однако банковская реформа застопорилась, как и приватизационный процесс. Внешняя торговля осложнена введенными в последние два года ограничениями и регулярными закрытиями границ. Как результат, часть экономики ушла в тень.
Организация по сотрудничеству и безопасности в Европе сообщает, что, несмотря на отмену официальной цензуры, пока нельзя говорить ни о какой свободе речи. По-настоящему оппозиционные партии не могут зарегистрироваться и осуществлять свою деятельность, а те неправительственные организации, которые были зарегистрированы ранее, получили извещения о необходимости перерегистрации. Правозащитники до сих подвергаются притеснениям и арестам, мусульмане, которые отправляют свои религиозные обряды за пределами разрешенных государством религиозных учреждений, получают статус террористов и подвергаются преследованиям. В августе прошлого года суд приговорил Руслана Шарипова, независимого правозащитника и журналиста, к пяти с половиной годам тюремного заключения за "гомосексуальное поведение".
Несмотря на заявления правительства об обратном, правозащитные организации говорят, что пытки до сих пор широко распространены, и что ни одна из рекомендаций докладчика ООН по пыткам не выполнена в полном объеме. Смерть заключенного в 2002 году, который умер после того, как был погружен в кипящую воду, шокировала многие другие страны. В прошлом месяце его мать была посажена на шесть лет за "религиозный экстремизм" - после того, как начала вести кампанию, требующую официального расследования смерти ее сына. Непосредственно перед визитом в Ташкент министра обороны США Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld) она была выпущена из тюрьмы, а ее наказание было заменено на штраф. Как отметил г-н Рамсфелд во время своего визита, с начала военного вторжения США в Афганистан Узбекистан стал ключевым союзником США в войне с террором. На территории страны располагается американская военная база. Однако финансовая помощь увязывается главным образом с продвижением экономических, политических и правовых реформ. В ближайшем будущем ожидается пересмотр программы оказания помощи. Государственный департамент нарисовал печальную ситуацию с правами человека в Узбекистане, и в январе Соединенные Штаты приняли решение о прекращении выделения помощи этой республике по линии программы оказания помощи странам, содействующим нераспространению оружия массового поражения, так как Узбекистан не покончил с пытками и другими нарушениями.
Хотя решение Государственного департамента содержало в себе четкое политическое послание, помощь Узбекистану все же будет продолжать поступать - под "флагом" национальных интересов. Судя по всему, стремясь удержать г-на Каримова на своей стороне в войне с террором, администрация Буша придерживается высказывания, которое использовалось президентом Франклином Рузвельтом (Franklin Roosevelt) для описания поддерживаемого Америкой никарагуанского диктатора: "Он, возможно, и сукин сын, но он наш сукин сын".