В последние десятилетия Китай демонстрирует значительный экономический рост - благодаря чему эксперты предсказывают, что он может вскоре опередить Соединенные Штаты и стать страной с крупнейшей экономикой в мире. В свете истории Китая как имперской державы и его огромного населения, этот рост вызывает у многих обеспокоенность относительно намерений этой страны.
В 1972 году Римский клуб объявил, что мы находимся на пороге глобальной катастрофы. Вскоре, говорилось в прогнозе, мировая экономика рухнет, так как станет ощущаться нехватка невозобновимых ресурсов.
Тридцать лет спустя, в ситуации, когда цены на сырье продолжают снижаться, немногие уделяют особое внимание таким зловещим предсказаниям. Однако Римский клуб высказал поразительную метафору, которую гораздо легче понять, чем те предсказания: Если водяная лилия будет каждый день удваиваться в размере, а мы обратим на это внимание только тогда, когда будет закрыта уже половина пруда, у нас останется всего один день, чтобы что-то сделать до того, как весь пруд целиком будет скрыт этой лилией.
Другими словами, если что-то растет быстро, то между тем моментом, когда оно станет достаточно большим, чтобы мы заметили это, и моментом, когда оно станет огромным, пройдет очень мало времени.
Нечто подобное происходит с Китаем. На протяжении последних двух десятилетий экономика страны растет на 10 процентов в год, удваиваясь каждые восемь лет. Однако в 1980 году экономика Китая была очень маленькой и бедной, и только позже она стала достаточно большой, чтобы привлечь наше внимание.
И она его действительно привлекла. Китай неуклонно стремится к тому, чтобы стать крупнейшим экспортером и импортером. Через три или четыре десятилетия он может стать страной с крупнейшей экономикой в мире. Она уже настолько крупна, что ее запасы иностранной валюты являются крупнейшими в мире, как и текущий профицит бюджета.
Должны ли мы что-то срочно предпринять, чтобы спасти наш пруд от быстрорастущей китайской лилии? Ответ в значительной мере зависит от того, как Китай будет себя вести - и этот вопрос, несомненно, будет главнейшим вопросом 21-го века.
В общем-то, примеры последних нескольких лет не дают особых поводов для беспокойства. Китай вступил в ВТО, его конструктивная роль в переговорах с Северной Кореей и преимущественно положительное поведение на международной арене создали ему хороший послужной список.
Это означает, что или Китай создает себе хороший образ, чтобы нанести удар тогда, когда наступит время, или мы видим то, что и есть на самом деле - а именно, добропорядочного члена мирового сообщества.
Недавние усилия Китая по решению его банковских проблем усиливают это впечатление. На международной арене Китай стал мощным конкурентом и владельцем значительного богатства. Запасы иностранной валюты превышают 400 миллиардов долларов США.
Тем не менее, внутри страны Китаю приходится бороться со значительными финансовыми проблемами. Многие важные предприятия, принадлежащие государству, выживают только благодаря субсидиям, некоторые из которых оформляются как банковские кредиты, которые никогда не будут возвращены. Другие банковские кредиты тоже неэффективны. В общей сложности, от одной шестой до одной трети банковских активов Китая не приносят никакой прибыли.
Банковская система страны требует двух перемен. Во-первых, необходимо сделать ее жизнеспособной, обеспечив приток в нее значительных капиталов. Во-вторых, необходимо покончить с неэффективными кредитными операциями, которые способствовали возникновению проблем. Весьма вероятно, что в ходе реформ произойдет закрытие или слияние некоторых банков. Необходимо перестать оказывать политическое давление, принуждающее банки выдавать кредиты коммерчески нежизнеспособным предприятиям. Должен быть принят закон о собственности.
Пока еще равно говорить, будут ли осуществлены институционные и структурные реформы, необходимые для исправления ситуации. Однако китайцы уже начали постепенные преобразования, направив 45 миллиардов долларов США в банки для улучшения их балансовой отчетности. Власти не позволяют банкам конвертировать эти средства в местную валюту, контролируя таким образом денежную массу. Тем не менее, приток средств укрепит шаткую основу внутренней банковской системы - по крайней мере на какое-то время.
В совокупности сдержанные, не конфронтационные подходы к политике, применяемые китайцами, должны успокоить тех представителей Запада, которые опасаются, что крупная юная экономика вскоре станет достаточно сильной, чтобы превратиться в еще одного международного задиру.
Пока будущее выглядит в ясном свете. Наш пруд должен чувствовать себя хорошо.