У польских бизнесменов могут появиться серьезные проблемы. Это результат дипломатической войны за Эдуарда Асатурова, единственного российского предпринимателя, имеющего в Польше свою фирму.
У польских бизнесменов, инвестирующих в России, могут появиться проблемы. 'По неофициальным каналам известно, что уже назначены конкретные фирмы, против которых будут применены репрессии', - говорит Альдона Михалак, депутат парламента от правящей партии SLD. По какой причине? Польские власти отказывают в праве временного пребывания известному российскому предпринимателю Эдуарду Асатурову. 'Несколько дней назад мне дали понять, что этот отказ надо понимать как реванш за удаленного из России епископа Мазура', - говорит Ольга Асатурова, дочь бизнесмена.
Несмотря на то, что предприниматель уже долгие годы ведет в Польше свое дело, власти отказали ему в выдаче карты временного пребывания (вида на жительство). На практике это сводится к тому, что будущее фирмы остается под вопросом. 'Ведь имуществом в пару миллионов злотых невозможно управлять из Москвы', - объясняет Асатуров.
'Сразу же после ознакомления с делом появилось впечатление, что это какой-то экономический саботаж со стороны польских властей', - возмущается депутат Альдона Михалак из польско-российской парламентской группы. Асатуров живет в нашей стране уже 16 лет. В фирму 'Леда', занимающуюся производством промышленных упаковок и монтажом тракторов, он вложил шесть миллионов долларов! Предприятие дает работу 60 полякам, сам Асатуров купил в столице дом, а его дети закончили местные ВУЗы.
Его жалоба на решение польских властей ждет рассмотрения в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. Управление по делам репатриации и иностранцев не хочет обнародовать причину своего решения. 'Каждая страна имеет право отказать иностранцу в праве пребывания на своей территории. Считается, что пребывание этого иностранца в Польше может нанести ущерб безопасности и общественному порядку', - говорит Ян Венгжин, директор управления.
В чем же дело? Известно, что подобную формулировку используют, когда существует подозрение, что иностранец сотрудничает со спецслужбами. Однако в официальном письме российскому посольству, датированном мартом прошлого года, Канцелярия премьер-министра сообщает: 'Нет юридических оснований, объясняющих, почему Эдуард Асатуров не мог бы находиться в Польше'. По мнению Альдоны Михалак, польские власти просто непоследовательны. Кто-то или может нанести ущерб государству, или - нет. Сейчас остается только ждать, пока в рамках реванша русские станут удалять со своей территории наших бизнесменов.
По делу Асатурова российские дипломатические службы многократно обращались к польским властям. Посол РФ в Польше Николай Афанасьевский связывался даже с заместителем премьер-министра, Марком Полем. 'Дело Асатурова может повредить двусторонним экономическим отношениям', - считает Николай Захматов, торговый советник российского посольства.
С Яном Венгжиным, директором Управления по делам репатриации и иностранцев, разговаривала Ольга Асатурова, дочь бизнесмена. 'Из его слов следовало, что против моего отца нет никаких доказательств, и что его удаление из Польши можно рассматривать как реванш за епископа Ежи Мазура, удаленного из России', - объясняет она. Венгжин опровергает: 'Видимо, мы не поняли друг друга. Я привел в качестве примера епископа Мазура, потому что в его случае российские власти тоже не объяснили причин своего решения', - объясняет директор.