'Rheinischer Merkur': Год назад началась война против Ирака. Она была легитимной?
Геншер (Hans-Dietrich Genscher): Я считал решение о войне в тех условиях ошибочным. Моя точка зрения не изменилась.
'Rheinischer Merkur': Что пошло не так, как планировалось?
Геншер: Ошибочным был прогноз, будто, с победой над Саддамом (Saddam), будет легче разрешить израильско-палестинский конфликт. Развитие событий там доказывает обратное.
'Rheinischer Merkur': В Европе, что касается Ирака, был такой глубокий раскол, какого не было никогда раньше.
Геншер: Предвыборная борьба в США показывает, сколь глубокие разногласия существуют в этом вопросе в США. Другой ошибкой Вашингтона было вынесение вопроса о войне, имеющего стратегическое значение, за рамки переговоров с НАТО. США отдали предпочтение 'коалиции желающих', которая в последнее время все больше трансформируется в 'союз не желающих'.
'Rheinischer Merkur': Существует ли вообще единый подход к политике по обе стороны Атлантики?
Геншер: Новый мировой порядок, который мог бы быть признанным справедливым во всем, предполагает единое понимание своей ответственности со стороны американцев и европейцев. И там, и здесь надо понять, что никакие отношения с другими партнерами заменить трансатлантический союз не в состоянии. Это подчеркивает глобальную ответственность, которую несут совместно европейцы и американцы.
'Rheinischer Merkur': В чем заключается европейский вклад в этот новый мировой порядок?
Геншер: В прошлом Европа была источником многих войн, сегодня она - наиболее прогрессивная форма сосуществования народов. ЕС - это модель будущего. С приемом в ЕС десяти новых членов будет сделан новый важный вклад не только в европейскую, но и в глобальную стабильность.
'Rheinischer Merkur': Должен ли ЕС действовать в континентальных рамках, чтобы быть способным отвечать на глобальные вызовы времени, как того потребовал министр иностранных дел Фишер (Fischer)?
Геншер: ЕС, чтобы отвечать на глобальные вызовы, должен действовать в глобальных рамках.
'Rheinischer Merkur': Это говорится в поддержку приема в ЕС Украины, Белоруссии и даже России?
Геншер: Прием Украины и Белоруссии это вопрос, который в будущем действительно будет поставлен. Что касается России, то я не вижу ничего в пользу того, чтобы Россия хотела стать членом ЕС. Это не означает, что ЕС и Россия не должны быть заинтересованы в более тесном сотрудничестве во всех областях. Партнерство с великим европейским народом, русскими, имеет для нас большое значение. Тем более, что мы живем в едином экономическом пространстве, которое еще далеко не освоено.
'Rheinischer Merkur': Вас не тревожат сегодняшние процессы в России?
Геншер: Горбачев помог прорыву демократии в стране, которая демократии в своей истории никогда не знала. Это трудный путь, таким он был и таким остается. Мне нынешняя Россия нравится намного больше, чем вчерашний Советский Союз. Это не освобождает нас от возможности и от ответственности высказывать также критику. Но что касается процессов долгосрочного плана, мы можем доверять. Этому процессу мы можем способствовать, - сотрудничая, и усложнить его, - отворачиваясь.