Международные защитники окружающей среды в очередной раз подняли перед Кремлем серьезную проблему: если Россия срочно не сделает что-нибудь для пресечения контрабанды и нелегальной торговли икрой осетровых рыб, то, во всяком случае, белуга весьма скоро вымрет.
Вопрос, однако, в том, услышат ли это предупреждение президент Владимир Путин и его ближайшие соратники, ибо в то время, как данные о популяции осетровых рыб в Каспийском море и дельте Волги (район их нереста) остаются тревожными, россияне, похоже, потребляют 'черное золото' больше, чем когда бы то ни было.
Если в последние годы торговцы икрой, как легальные, так и нелегальные, жили, прежде всего, за счет экспорта на Запад, то, благодаря нефтедолларам, россияне вновь открыли для себя свой национальный деликатес. В супермаркетах, уличных ларьках, вагонах-ресторанах и, естественно, в ресторанах - везде вновь предлагают этот дорогой продукт. И его с любовью употребляют, предпочтительно, с охлажденной водкой.
'Пару лет назад я все время слышала от моих родителей о золотом советском времени, когда банки с осетровой икрой стояли рядами в холодильнике. Сама я ее почти никогда не ела. Но вот уже три года у моего отца хорошая работа в страховой компании. Теперь моя мама каждое воскресенье делает блины с икрой. Это - вкуснятина!' - говорит семнадцатилетняя Наташа, покупая в московском супермаркете три банки севрюжьей икры.
Один грамм белужьей икры на Западе стоит больше трех евро. В России цены на нее не намного ниже. По крайней мере, если вы покупаете ее в легальной торговле. Икра, добытая браконьерами, часто в пять раз дешевле, и раскупается она нарасхват. Многие россияне знают 'своего человека', у которого можно по дешевке купить икру. Cites - организация, входящая в состав представительства ООН в Женеве - потребовала от России, Азербайджана, Казахстана и Туркмении до июня принять меры против чрезмерного вылова и браконьерской добычи белуги. Если же в этом направлении ими ничего предпринято не будет, ООН грозит всемирным бойкотом икры этой легендарной рыбы, которая начинает метать икру не раньше, чем достигнет восемнадцатилетнего возраста.
Но правительства этих четырех государств, кажется, не слишком прислушиваются к критике. Они говорят, что уже сейчас выполняют положения подписанного в 2001 году в Париже соглашения о сохранении белуги. Кроме того, благодаря росту спроса на внутреннем рыке, прежде всего, русские все меньше опасаются угроз эмбарго со стороны Запада.